Наставничеством для волонтеров я занимаюсь давно, а активно начал разрабатывать эту тему с 2008 года. Постепенно накопился и опыт, и материал. На день добровольцев (декабрь 2023) мне предложили поделиться опытом с наставниками волонтеров – в основном с педагогами. Подробности в новости. Рекомендую прочитать и потом вернуться сюда. Во время подготовки к презентации я провел опрос. Ниже моя интерпретация результатов. На основании вопросов опроса появился Чек-лист наставника. Заполните чек-лист, чтобы дальнейшее чтение уже касалось лично вас.
Описание проекта зависит от наставника в том, случае если он руководитель проекта или может повлиять на данное описание. Кандидаты в волонтеры в первую очередь сталкиваются с описанием проекта. И позже оно по сути является для них «конституцией» по всем вопросам деятельности. Это «правила игры», которые должны быть заданы в самом начале, одинаковыми для всех, стабильными и не меняться по прихоти кого-либо.
Более-менее хорошо обстоят дела с описанием ценностей проекта в виде различных текстов, девизов и, наверное, миссии. Написание миссии – это отдельная, интересная и сложная тема. Только крупный бизнес стал пример реализации в жизнь этой темы. Как трактовать ответ «скорее да» непонятно. Тексты они или есть, или их нет. Может быть не весь указанный «скромный» набор есть. Если так, то вопрос не проработан. Кстати, видимо это отражается на описание мини-проектов, т.к. нет традиции описывать деятельность через ценности.
Другим, но наверное более важным вопросом, является понимание механизмов реализации ценностей. Можно сказать, что это суть наставнической работы. Как заявленные ценности влияют не только на направление деятельности, но и на сам процесс, на общение, на развитие волонтеров? Было бы важным у уверенной части аудитории наследовать эти механизмы и поделиться с другими. Например, организовать мини-доклады на эту тему.
Разговаривать с подопечными о ценности (или важности) добровольчества необходимо регулярно. Если такая традиции есть, то появляются свои уникальные наработки. Например, своё особенное определение волонтёра. У нас помимо этого есть 4 каверзных вопроса о добровольчестве, которые вскрывают стереотипы, мифы и внутренние установки.
Видимым проявлением ценностей является появление и постоянное использование правил проекта. Ценности задают ориентиры – некий коридор выбора, у которого есть границы, т.е. правила, которые нельзя нарушать. В начале человек может не принимать ценности как личные, но может соблюдать правила. Это позволяет входить в проект даже малознакомым людям и отсеивать тех, кто является открытым антагонистом ценностей проекта. Дела с правилами проекта обстоят хуже всего. А почему? Разве можно делать всё, что угодно? Или правила появляются в процессе? И кто их устанавливает?
Личность наставника – это главный инструмент организации в вопросе влияния и совершенствования волонтеров. Сам наставник должен рассматривать свою личность как инструмент. Оценить себя со стороны и понять как самому развиваться. Пропуская через себя различные вопросы, приемы, советы, наставник сможет влиять на развитие волонтеров.
Меня очень порадовало, что больше половины уверенно заявили, что ценности проекта для них связаны с личным смыслом жизни. Значит они смогут надолго задержаться в волонтерстве, смогут выступить личным примером, будут постоянно развиваться в выбранном направлении. Всё это очень важно для естественного настоящего наставничества: не по должности, а по призванию. Кстати, найти свое «призвание» можно с нашим новым методом обнаружения Икигая.
Как мы видим из результатов опроса у многих нет плана собственного развития. Может быть нет такой привычки у взрослого человека – планировать свой личностный рост, а может быть ещё не коснулись многих вопросов наставничества, которые стоило бы для себя раскрыть. Предложенный чек-лист и дополнительные вопросы, которые я представлю ниже, помогут в этом. Появление плана развития, привычек изучения явления добровольчества, собственных уникальных решений в поиске и фиксация опыта станут основой для наставничества.
Первое с чего я начал разработку «ценностно-ориентированного подхода» – это усомнился в самом неприкосновенном – нужно ли человеку и обществу добровольчество? Так родились вопросы, которые помогают раскрыть личностные установки. Так были найдены статистические данные и их анализ о пользе добровольчества в мире. Так были изучены различные подходы и включены в общую схему, которая дает гибкость и предсказуемость результатов (имеется в виду различные типы альтруизма и эгоизма).
Команда волонтеров, которая формируется благодаря наставнику, является его главным предметом заботы и результатом деятельности. Наставник не просто член команды, наблюдатель со стороны, приходящий специалист, а организатор взаимодействия волонтеров. Можно сказать, что он – центр урагана, вокруг которого вращается деятельность и развитие волонтеров.
Опрос показал значимость и осведомленность по всем вопросам практически одинаковая. Наставнику важно понимать кто перед ним, чтобы более гибко выбирать темы и способы влияния. Хорошо бы иметь опросники, тесты, игры, методику наблюдения, чтобы выявлять нужны аспекты. У нас есть свои наработки на сайте «Факультет альтруизма», но я бы не стал их предлагать как универсальные. Каждому наставнику нужно будет найти или разработать что-то своё, с чем ему нравится и легко работать. Можно использовать: мой тип добровольчества, уровень оптимизма (пока для более взрослых, но скоро сделаю и для подростков), роли в команде (появится чуть позже).
Послание обществу — ряд вопросов, связанных с взаимодействием с обществом. К ним относятся отбор кандидатов и их мнение о волонтерском проекте, отношение к конкурентам и потенциальное сотрудничество с ними, описание результатов деятельности и публичный образ проекта в них, наблюдатели извне и учет обратной связи о проекте, как обходятся с нарушителями и с каким настроением они покидают проект. Всё это влияет на собирательный ценностный посыл в общество от лица проекта. В тот или иной момент волонтеры проекта сталкиваются с этой информацией.
Заключение
Поделюсь с вами информацией на ресурсах «Факультета альтруизма». Подпишитесь на группу-ВК или Телеграмм-канал, чтобы не пропускать новые материалы.
Будем вам благодарны за подписку на донаты в нашем эко-сообществе по благоустройству уральских троп – это небольшое пожертвование раз в месяц.
Продолжение следует
Дополнительные вопросы, на которые нам ещё предстоит ответить вместе с вами:
- Какими должны быть границы наставничества?
- Каков минимальный функционал наставника?
- Какие инструменты этично использовать?
- В каком случае необходимо наставничество?
- Как предлагать своё наставничество, как войти в должность наставника для уже сложившегося коллектива волонтеров?
- Когда и как сказать «прощай – дальше развивайся сам»?
- Как этично уйти с должности наставника и не нести ответственность за тех, кого «приручили»?
- Как совмещать позицию наставника и просто волонтера на равных?
- Что наставник не может себе позволить, а другим это можно?
- Сколько должна стоить работа наставником?
- Может ли быть наставником тот, кто не имеет специального образования?
- Чем наставник отличается от лидера группы волонтеров?
- Как совмещать позиции руководителя организации, наставника, лидера волонтеров и т.п.?
- Ради дальнейшего развития проекта с чего начать, чтобы применять приёмы наставничества (или стать наставником) в группе волонтеров, где мы все на равных?
Евгений Скворцов