Читайте первую часть главы.
3.4. Использование признаков
Цель авторов данной публикации в том, чтобы после прочтения вы обрели собственные инструменты, поэтому мы не даём их в готовом виде, а предлагаем доработать их самостоятельно. Это даст вам больше уверенности и желания их использовать.
Как инструмент самоанализа
Несколько заданий:
1. Оцените виды различных добровольческих проявлений на проявление признаков добровольчества у рядовых участников от 0 до 10 баллов. Оценивайте по столбцам, т.е. вначале – первый признак во всех видах добровольческих проявлений, затем – второй и т.д.
2. На основе результатов таблицы ответьте на вопрос: «Где добровольчество реализуется наиболее полноценно? Почему?»
Субъективные оценки авторов смотрите в Приложении (на сайте не публикуется), на основе которых мы ниже дадим характеристику оцениваемым добровольческим проявлениям.
Добровольческие проекты членских организаций, в которых главную роль играют устав, решения правления и мнение руководителя, характеризуются низким уровнем инициативы. Раньше говорили: «Инициатива наказуема», «Сам предложил – сам и делай!» Рядовые члены, пришедшие в организацию как добровольцы, вынуждены подчиняться, иначе рискуют быть изгнанными. Также членские организации скорее нацелены на продвижение собственных интересов, а не интересов общества в целом, ввиду высокой грантовой конкуренции и борьбы за лояльность властей, тогда как солидарность с себе подобными и стремление улучшить общество на самом деле остаются лишь красивыми лозунгами. Государству необходимо снять своё давление с организаций, а гражданам стать более независимыми в выражении своей гражданской позиции – об этом мы поговорим в главе «Предпосылки добровольчества».
Самостоятельно молодые люди приходят к осознанности своих потребностей и мотивов уже после школы. Также в это время они отрываются от родительского контроля, и наступает их полная ответственность за совершенные поступки. Всё это способствует проявлению доброй, или свободной воли. Школьные же проекты характеризуются низким уровнем осознанности, инициативы и нацеленности на развитие общества. Как правило, за успешными школьными проектами стоят неравнодушные учителя, которые своим авторитетом и энтузиазмом побуждают школьников действовать. Стоит такому человеку уйти – всё прекращается. Получив уроки человечности, доброты и неравнодушия бывшие школьники-волонтёры в будущем имеют преимущество самостоятельно стать подлинными добровольцами. На конкурсах волонтёров-школьников необходимо более детально разбираться в том, кто же был инициатором проекта, чтобы справедливо оценить достижения волонтёров и тем самым побудить других волонтёров проявлять инициативу.
Самые низкие оценки по всем критериям, кроме «личного участия», получают массовые молодёжные акции. Стремление власти и близких к ней организаций проводить массовые мероприятия и выдавать их за успешное развитие добровольческого движения – лишь растрата общественных фондов. Вместо того чтобы показывать собственный пример бескорыстности в служении нуждающимся и тем воспитывать молодёжь, «сильные мира сего» завлекают её бонусами, пробуждая корысть там, где её изначально и не было. Невозможно развивать бескорыстие в целом, подпитывая корысть в частном. Необходимая волонтёрская атрибутика и одежда, грамоты, новые связи, личностный рост и пр. – это естественные обязательные составляющие добровольческой деятельности, которые, можно сказать, обязаны обеспечить организаторы добровольческих проектов, а не выдавать за подарки с «барского плеча».
По общепризнанным признакам добровольчества благотворительные фонды и их проекты получают высокую оценку, поэтому часто и воспринимаются как чистое добровольчество. По дополнительным признакам высокую оценку получают лишь организаторы, но не рядовые участники-жертвователи. Последние чаще поступают эмоционально, чем осознанно, скорее их нужно убедить, чем они проявят инициативу, и уж тем более они склонны отдать часть материальных благ, чем принять участие лично в процессе помощи нуждающимся. Для организаторов благотворительность – это их добровольческая деятельность, а для остальных участников – лишь краткое выражение чувств (отношения), за которым, скорее, не стоят определенные потребности, мотивы и цели, свойственные добровольчеству.
По нашему мнению, добровольчество в большей мере представлено в двух последних видах своего проявления – в неформальных инициативах и поступках отдельных добровольцев. Единственное, но немаловажное, им не хватает нацеленности на многостороннее развитие общества, осознания своего уникального положения и роли хозяев этого процесса, что решаемо при применении определенной стратегии формирования и развития добровольческого сообщества (глава «Стратегия развития»).
3. Проанализируйте свою добровольческую деятельность по шести признакам. Как и в первом задании, поставьте себе оценку от 1 до 5.
4. Письменно ответьте на вопросы по шести признакам добровольчества.
Мы будем Вам благодарны, если Вы пришлете их нам (sef1974@yandex.ru).
1) Осознанность:
- В чём ценность добровольчества? Где без него нельзя обойтись? (мы рассматривали это в главе «Ценности добровольчества»)
- Что Вами движет в добровольческой деятельности? Сможете ли Вы обойтись без добровольчества, если кто-то вместо Вас будет это делать?
- Вы замечаете свой личностный рост в связи с добровольчеством? Что конкретно в Вас изменилось? Вы учите этому других?
2) Инициативность:
- Лично Вы инициируете какие-либо добровольческие проекты?
- Привносите ли Вы какие-либо нововведения в Вашу добровольческую деятельность?
- Замечая проблемы общества, Вы стремитесь их решить? Что происходит с Вами, когда Вы не в силах повлиять на проблемную ситуацию?
3) Добровольность:
- Кто-либо побуждает Вас заниматься добровольчеством?
- Вам нравится, что окружающие считают Вас настоящим добровольцем?
- Если Вы откажетесь заниматься добровольческими проектами, это повлияет на отношение к Вам окружающих (Ваших руководителей, коллег, друзей, единомышленников, членов семьи и т.д.)?
4) Бескорыстие:
- Ваша общественная деятельность приносит Вам доход? Откровенно, Вы бы смогли зарабатывать больше, если бы не отвлекались на добровольческие проекты? Вы уже так делали?
- Когда поощряют других (ваше начальство, или другие НКО, или другого человека) за то добровольческое дело, которое на самом деле сделали Вы, как Вы себя чувствуете? Хотели бы Вы лично получить признание?
- Когда Ваши коллеги, в развитии которых Вы многое вложили, уходят в другую организацию или начинают свой независимый от Вас проект, что Вы об этом думаете?
5) Личное участие:
- Вы лично участвуете в добровольческих действиях, встречаясь лицом к лицу с нуждающимся человеком? Вы при этом комфортно себя чувствуете?
- Чувствуете ли Вы потребность встречаться с теми, на кого направлен добровольческий проект?
- Смогли бы Вы только руководить другими добровольцами, лично не участвуя в проекте?
6) Нацеленность на развитие общества:
- Вы ищите партнерства с альтернативными Вам проектами? А с кем бы Вы точно не стали сотрудничать?
- Замечаете ли Вы конкуренцию среди добровольческих организаций и что Вы по этому поводу думаете?
- Грантовая система поддержки добровольчества государством – это мудрое решение? Есть ли альтернатива этому?
- Что Вы уже сделали для популяризации добровольчества и распространения культуры добровольчества?
Данные вопросы вы можете использовать для образовательных бесед, круглых столов и развития ваших коллег-волонтёров.
5. Сравните по значимости признаки добровольчества. Сравните друг с другом все шесть признаков добровольчества. Выберите тот, который, по вашему мнению, является наиболее значимый.
По мнению авторов, осознанность является ключевым внутренним (психологическим) фактором не только для реализации добровольческих действий, но и развития добровольчества в целом. Например, тему «осознанного добровольчества» пропагандирует проект «Сloudwatcher» (лаборатория социальных инноваций), предлагая следующие критерии осознанности: осознание собственной мотивации (зачем я помогаю другим, ради чего); понимание собственных потребностей (что я хочу получить от остальных, зачем я это делаю, какую личную потребность реализую); знание собственных ресурсов (чем могу помочь, как могу помочь); понимание контекста проблемы, с которой работаем; знание и специфика работы с выбранной целевой аудитории; ответственность за конечный результат. Данный проект делает лучший шаг в направлении развития осознанности волонтёров, нежели широко распространенная технология социального проектирования, в которой на первое место выносится лишь понимание сути решаемой проблемы (этот вопрос мы рассмотрим в главе «Разработка проекта»).
В Кемерово исследовали около 100 добровольцев со стажем от 2 до 5 лет (средний возраст – 20,5 лет), одной из важных индивидуально-психологических характеристик которых выступила «осмысленность деятельностной активности». Это свидетельствует о выраженном интересе к добровольческой деятельности, целеустремленности, о наличии устойчивой мотивации к ее выполнению, видении перспектив. В контрольной группе такая осмысленность отсутствует, и фактор «неопределенность жизненной позиции» указывает на некоторую инфантильность процесса целеполагания [Азарова, 2008]. Данное исследование показывает, что у волонтёров выше уровень осознанности, но оно не раскрывает причин этого, указывая, что в мотивах исследованных добровольцев преобладают ценности профессиональной самореализации («творчество», «продуктивная жизнь», «активная деятельная жизнь») по сравнению с их сверстниками из контрольной группы.
Как сформировались эти мотивы и почему они привели студентов в добровольчество, остается под вопросом. Повышает ли добровольчество осознанность или граждане с её высоким уровнем задерживаются в добровольчестве? Мы уверены, что сама добровольческая деятельность (индивидуальная или совместная) должно быть организована так, чтобы осознанность постоянно повышалась, побуждала людей оставаться в добровольчестве дольше и быть продуктивнее.
Как инструмент разработки и оценки проектов
Основополагающим моментом при разработке добровольческих проектов является вопрос соответствия целей, ценностей, форм активности, получаемых результатов признакам добровольчества. Проект, начатый как добровольческий, незаметно может перерасти в другие формы социальной активности, что не является проблемой, если его организаторы и участники будут называть его соответственно. Иначе такой проект создает неверное представление о добровольчестве и рождает дополнительные противоречия в обществе.
Например, «экологический добровольческий проект» на природе может дать рождение «туристической фирме», где приглашенные волонтёры становятся клиентами и платят за услуги организаторам, получая бытовое обеспечение, развлечения и полезную для общества активность. С одной стороны, участники трудятся как волонтёры, а с другой – путешествуют, развлекаются, общаются и готовы за это сами платить. Организаторы с участников берут всю необходимую сумму для обеспечения проекта и вознаграждения самих организаторов. Где же та грань, которая отделяет коммерческое от волонтёрского?
Если организаторы «фирмы» начинают конкурентно бороться с другими волонтёрскими проектами на данной территории, то их цель – это прибыль, а значит они – коммерческая фирма с благородной вывеской. В данном случае явно отсутствует признак «нацеленности на развитие общества» и неявно проступает корысть организаторов, нарушая признак бескорыстия. Наоборот, если организаторы стремятся поддержать подобные некоммерческие инициативы, делясь информаций о них со своими потенциальными участниками, неспособными заплатить «фирме» за своё участие (а люди хотят сэкономить), делясь своим опытом и не задействованными материальными ресурсами, то их цель – развитие полезных для общества инициатив при возможности самим зарабатывать, не уходя ради заработка в другие сферы и постоянно расширяя свои возможности. Здесь вступают в конфронтацию признак коммерческой деятельности (конкурентная борьба) и признак добровольческой деятельности (солидарность как частный случай нацеленности на развитие общества).
Если люди, желая участвовать в полезном для общества проекте, готовы заплатить хорошую сумму, лишь бы самим ничего не организовывать, то только их поведение на самом проекте может определить, кто они – волонтёры или типичные клиенты туристической фирмы. Если в проекте возникнут трудности, то «клиент» будет требовать выполнения заранее обговоренного пакета услуг и компенсацию за ущерб при их невыполнении, ждать, пока организаторы решат все проблемы. Такой «клиент» не будет делать больше, чем это предусмотрено регламентом проекта. Если участник проявляет сознательность и инициативу по решению возникших проблем, солидарность с организаторами, бескорыстие при личном ущербе и т.п., то он – волонтёр. Скорее всего, получив на проекте опыт, он проявит инициативу и самостоятельно сделает что-то добровольческое.
Другим неоднозначным примером может являться добровольческое движение, созданное «при депутате» (или чиновнике), которое является его политическим инструментом хочет он того или нет. С одной стороны, для этого добровольческого движения дорога добрых дел в местном сообществе проще и эффективнее при поддержке «сверху», а с другой стороны, любые инициативы вне этого движения на данной территории встречают «естественные» препятствия, т.к. никак не продвигают этого депутата. Если у депутата «нет ресурсов» или желания поддерживать неродные ему инициативы на своей территории, то он тормозит развитие добровольческой культуры. Участникам данного движения не достает осознанности, понимания, ради чего оно создано. В рамках этого движения и для благополучателей они – «волонтёры движения», а в целом для местного общества они – участники политического движения. Если участники такого «добровольческого» движения осознают своё положение, роль в местном сообществе, поддержат чужие инициативы, перестанут напрямую зависеть от интересов своего депутата, то, возможно, они станут подлинными добровольцами. Здесь мы видим, что низкий уровень осознанности, недостаток ресурсов и связей можно использовать как неосознаваемое принуждение для политической борьбы (борьбы за власть).
Любые совпадение в вышеприведенных случаях являются случайными, но, к сожалению, пережитыми авторами. Поэтому мы имеем моральное право дать несколько советов по разработке и оценке добровольческих проектов в соответствии с признаками добровольчества. Позже мы расскажем о том, как провести конкурс проектов и волонтёров в контексте ценностно-ориентированного подхода (глава «Конкурс волонтёров»).
В любом добровольческом проекте должны присутствовать элементы повышения осознанности, как у организаторов и временных помощников, так и у благополучателей.
Организаторам важно оставить пространство для инициативы волонтёров в рамках проекта. Не стоит слишком «заорганизовывать» проект, превращая участников-волонтёров в клиентов. Организаторы и участники являются коллегами.
Желательно обеспечить соприкосновение с личностью благополучателя для того, чтобы не только оказать материальную помощь, но и моральную, которая полезна обеим сторонам, где доброволец может проявиться как личность с его ценностями, надеждами, характером, увлечениями и т.п. Например, нужно проводить не только концерты в больницах и детских домах, но инициировать непосредственное общение, вовлечение самих зрителей (благополучателей) в добровольческий процесс.
Формы мотивации потенциальных добровольцев не должны пробуждать в них корысть. Смещение акцента с пользы для общества на пользу самого волонтёра является рекламным ходом и в последующем его необходимо компенсировать за счёт образования и личного примера организаторов, а не делать принципом всей добровольческой деятельности.
Добровольность (свобода) и ответственность за выполнение взятых добровольно задач не противоречат друг другу. Организаторам прежде необходимо оценить готовность волонтёров выполнить задачи и помочь им в этом. Губительно заставлять волонтёров выполнять обещания, если есть уважительные причины для невыполнения обещанного. Лучше предусмотреть альтернативный вариант их выполнения. Если уважительных причин нет, то необходимо помочь осознать глубже добровольчество и выполнить обещания, что более благотворно для будущего волонтёра, чем попустительство организаторов в желании сэкономить, найдя замену ненадёжным волонтёрам. Постоянный наём и частые увольнения – это признак коммерческой безответственной деятельности.
Нацеленность на развитие общества ярко проявляется через солидарность с коллегами, т.к. конкурентная борьба за ресурсы и влияние – это признаки корыстной деятельности. Напротив, подлинные добровольцы готовы предоставить свой опыт в виде готовых кейсов для применения, свои недоиспользованные ресурсы и связи, т.к. видят в этом скорейшее продвижение культуры добровольчества.
Как инструмент для образования волонтёров
Часто самоочевидные вещи необходимо объяснять, обсуждать, приходить к компромиссу мнений и сравнивать с результатами других. Если вместе с вами начинает заниматься добровольчеством хотя бы один человек, то образовательных бесед вам не избежать. Признаки добровольчества являются одной из основных тем для обсуждения. Предлагаем вам провести занятие с вашими волонтёрами, или кандидатами в волонтёры, или вашими друзьями, которые не прочь поделиться своим мнением на жизненные темы.
1-й вариант – круглый стол:
Ход занятия:
- Дайте короткое определение шести признакам добровольчества.
- Каждый самостоятельно заполняет таблицу ранжирования признаков.
- Разделите группу волонтёров по парам. В парах необходимо поделиться тем, какой из признаков каждый считает наиболее важным.
- Подсчитайте количество голосов за каждый признак.
- В групповой дискуссии обсудите полученный результат и поделитесь мнениями.
- Подведите итоги, используя наши рекомендации.
На 5-м этапе можно разделить аудиторию на единомышленников, которые выбрали один и то же признак. Каждая группа, представляющая один из признаков, должна найти убедительные доводы для своей позиции и затем представить их всей аудитории.
В конце обязательно сделайте вывод о том, что все признаки важны, чтобы деятельность назвать добровольческой.
2-й вариант — лекционное занятие:
Используя текст главы «Определение добровольчества», разработайте лекционное занятие. В данном случае вы даёте слушателям подробную характеристику каждому из шести признаков добровольчества.
Для проверки усвоения знаний: 1) предложите оценить несколько видов добровольческой активности по признакам добровольчества, или 2) предложите убрать один из признаков и поразмышлять, какой вид деятельности и тип добровольчества подходит под пять оставшихся признаков, или 3) поговорите, во что превратится добровольчество, если убрать один из признаков, обсудите пять возможных вариантов (без осознанности или без инициативы и т.д).
3-й вариант – кодекс чести:
После кратного объяснения признаков добровольчества или выше приведенных вариантов предложите группе волонтёров разработать свой «Кодекс чести добровольца». Наш вариант вы можете прочитать в главе «Совместные проекты».
Если на основе предложенных нами шести признаков вы разработаете другие занятия, поделитесь с нами.
3.5. Определение по духу
С точки зрения ежедневной работы с волонтёрами и их воспитания, нас не устраивает юридически выверенное определение – оно не вдохновляет, не стимулирует к действию, не подчеркивает значимость выполняемой работы. Ниже мы приведем нашу логику рассуждений в поисках определения добровольчества как первую часть занятия «Волонтёр – это стиль жизни».
Мы относимся к добровольчеству не как к временному явлению. Это не так, что я занимаюсь добровольчеством, пока учусь, а потом у меня будет работа, карьера, семья и не останется времени на то, чтобы быть волонтёром. Это не так, что в один день я – волонтёр, а на следующий день уже нет. Мы рассматриваем добровольчество как отношение к жизни. Поэтому наша презентация называется «Волонтёр – это стиль жизни».
Первый вопрос, на который мы должны ответить: почему нужны именно волонтёры? Обычно под словом «волонтёр» понимается «непрофессиональная бесплатная рабочая единица». Если вы будет делать что-то профессионально и при этом бесплатно, то, по крайней мере, вас не поймут, а скорее начнут в чем-либо подозревать. Ради чего вы это делаете? Кто или что стоит за вами? Можно констатировать, что в современном обществе сейчас царит недоверие, подозрительность. Мы боимся того, что нас кто-то использует в своих целях. Мы не хотим стать жертвой политиков, рвущихся к власти, коммерсантов, делающих на нас деньги, или «сектантов», пытающихся завладеть нашими душами.
Многие не верят в бескорыстие, честность и любовь. Можно ли стать счастливым в таком обществе, создать крепкую семью и воспитать прекрасных детей? В подростковом возрасте наши дети перестанут нас слушать, если вокруг такое общество. Даже мы не сможем стать счастливой семьёй.
Поэтому, волонтёр – это человек, который несёт веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим. Вокруг себя он создает мир добра. Можно сказать, он творит мир для других, в котором же и сам живет. Поэтому первый принцип волонтёра – «жизнь на благо других», а не бесплатность. Это – кредо волонтёра, его стиль жизни! Несомненно, для этого нужны знания и смелость, поэтому со временем волонтёр становится профессионалом по улучшению жизни общества.
Самое главное, что делает волонтёр – он несёт в мир ценности (добро, уверенность в будущем, любовь и т.д.), без которых в обществе появляются проблемы, конфликты и несправедливость. Волонтёр ценен тем, что в нём ценности воплощены на деле, в характере, образе жизни, а не только на словах. Поэтому нам нужны именно волонтёры, а не профессионалы по оказанию услуг за деньги.
Конечно, ценности должны быть и у людей, оказывающих платные услуги, и в последнее время это становится конкурентным преимуществом. Но в проблемном обществе за деньги невозможно восстановить доверие, солидарность, честность и т.д. Это больше будет похоже на лицемерие, которое ещё больше ухудшит положение. Поэтому многие не доверяют политикам и очень богатым людям. Волонтёры благодаря личному примеру способны сделать то, что не смогут сделать наёмные работники, а когда повзрослевшие волонтёры придут в бизнес, политику, систему образования и т.п., то с собой они принесут культуру, основанную на общечеловеческих ценностях. Поэтому мы говорим о стиле жизни, а не об одноразовом участии в добром деле.
Читатель, лично Вы хотите стать человеком, который имеет в себе ценности, знания и смелость нести веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим – подлинным волонтёром, волонтёром по жизни? Если «да», тогда данное руководство, опыт и консультации – для Вас!
Примерно так можно презентовать добровольчество для школьников и студентов в рамках ценностно-ориентированного подхода. В таком определении добровольчества мы уже слышим определенные ценности, смысл добровольческой деятельности, виден будущий результат и ощущается призыв к личному улучшению.
Можно назвать наше определение ненаучным, слишком широким или идеалистичным, но на практике происходит именно так – меняется душевное состояние благополучателя благодаря достоинствам и личному общению с волонтёрами. Достоинств у волонтёров, несомненно, гораздо больше, но для легкого запоминания и ежедневного употребления мы используем общеизвестное словосочетание «вера, надежда, любовь», дополняя каждое слово.
Во что люди не верят? В доброту других – от этого возникают излишняя подозрительность и бесконечные конфликты. На что люди, оказавшиеся в трудной ситуации, перестают надеяться? На будущее – от того они опускают руки и не прикладывают даже имеющиеся силы для решения своих проблем. К кому нужно проявлять любовь? К окружающим – тем, кто сейчас оказался рядом с вами, а не только к благополучателям волонтёрских проектов, чтобы не быть лицемерами.
Теперь вы легко сможете восстановить в памяти наше определение добровольчества, которое в сочетании с признаками добровольчества (общеупотребительными и определяющими добровольчество как вид деятельности), становится универсальным образовательным инструментом, простым в понимании и мотивирующим для неискушенных новичков.
В завершение поясним эпиграф к данной главе – «от организации досуга к воспитанию хозяина». Самым близким понятием к нашему определению добровольца и добровольческой деятельности (по шести признакам) будет понятие «хозяин». Так в 2007 году, до того, как начались «эксперименты» с определением добровольчества, программа «Доброволец России» в рамках стратегии государственной молодежной политики в РФ своим последним абзацем заявляла следующее: «Из повсеместного отождествления молодежной политики с организацией досуга молодежи, она должна превратиться в политику воспитания ответственного и эффективного хозяина жизни в местном сообществе, в политику организации гражданского участия молодежи» [Доброволец России, 2007].
Спустя семь лет, тем не менее, вопросы «чем отвлечь молодёжь от пагубных привычек», «чем занять», «как увлечь их карьерным ростом» являются первостепенными. Молодёжь в своей массе воспринимается как инфантильная часть общества, самостоятельность которой опасна, а сознательность (осознанность) нежелательна. Власть имущие не хотят, чтобы молодёжь со своими максимализмом и принципиальностью шла в политику, проникала в суть причин социальных проблем, влияла на распределение общественных фондов, участвовала в избирательных кампаниях, имела независимое мнение по ключевым вопросам жизни общества. Но без этого воспитать хозяина в местном сообществе невозможно, остается лишь развлекать молодёжь. Что является основой для развития гражданского общества, в котором люди считают себя хозяевами и добровольно решают социальные проблемы, мы поговорим в следующей главе «Предпосылки добровольчества».
Продолжение следует…
Напоминаю: копирование и размещение частей данного текста возможно только при указании активной, прямой ссылки на данную статью!