Развитие личностных
характеристик волонтёра
третья часть
Продолжаем изучать тему «Характер волонтёра». Ранее мы выявили специфические для волонтера черты характера (Блок 1) и даже упорядочили их список (Блок 2). Третья часть задумана для практического использования и относится к Блоку 3 курса о волонтёрстве. Сейчас нам нужно ответить на следующие вопросы: Как себя анализировать? Как работать над улучшением себя?
Диагностика
Вспомним добровольческие принципы-ценности и связанные с ними черты характера волонтёра.
от эгоизма — к альтруизму
совестливость, бескорыстие, жертвенность, принятие отзывчивость, радоваться успехам других
от пассивности — к активизму
компетентность, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность, решительность, гостеприимность
от конкуренции — к синергии
коммуникабельность, солидарность, смирение, чуткость, доверие
от пессимизма — к оптимизму
последовательность, проактивность, позитивность, прагматизм
Ответьте на вопросы (ниже или по ссылке):
Даже это простая диагностика поможет при выборе наиболее выигрышной стратегии поведения с другими людьми. Как вести себя с различного вида эгоистами-альтруистами, мы рассмотрим в отдельной теме. Вы можете придумать свою типологию, используя других общеизвестных персонажей или своих знакомых. Теперь вы сможете сказать, что этот человек ведёт себя как Тигра, или как Ослик, или как почтальон Печкин. Это позволяет предсказать его поведение.
В зависимости от типа личности в команде можно распределять роли. Не стоит Ослику быть массовиком-зайтеником, а Тигре — завхозом. Конечно, их можно назначить на такие должности ради их собственного развития, но общее дело немного пострадает. В коротких проектах только при наличии опытных кураторов мы просим волонтёров взять ответственность в команде, которая им не нравится или сложна из-за отсутствия опыта.
Ваша аллергия. Оценивая некомфортного (токсичного для вас) человека, можно предположить какое поведение вас раздражает. Подумайте, какие конкретно черты вас выводят из себя – на что у вас «аллергия».
Даниэл Офман (книга «Вдохновение и качество в организациях») утверждает, что на самом деле наша «аллергия» – это слишком сильно проявленное некоторое положительное качество, которого именно нам не хватает для сбалансированности характера. Т.е. через собственную «аллергию» мы можем обнаружить то, над чем нам стоит работать, понять свои основные качества, а также разглядеть в токсичных людях их сильные стороны. Мы подробнее расскажем об этом инструменте в отдельной статье, а сейчас посмотрите отрывок из видео:
Ваш пример. Надеемся, что в вашем окружении нашлись личности, которые в чём-то лучше вас. Какие конкретные черты характера или способы поведения вам есть смысл от них унаследовать? Тут важен именно детальный взгляд, а не общий на примерную личность. «Я хочу стать не в целом как Тигра, а быть чуть веселее и находчивее в отдыхе. Конкретно вот это у него классно получается». Важно чаще быть рядом с хорошими людьми или хотя бы думать о них, так как мы легко заражаемся не только плохими привычками, но и хорошими.
Метод развития
Мы предлагаем вам самый простой метод развития, который взрослыми людьми недооценен. Им подавай или что-то замысловатое для длительного изучения, или эффектно-чудесное на тренингах, или вычурно-медитативное в уединении. Наш метод основан на концентрации внимания на одной теме и инсайтах в ходе практики без отрыва от обычного распорядка дня. В педагогических практиках его по-простому называют «тема дня» или «девиз дня».
Кофейный материал
Подробная диагностика, которую вы запросили или можете запросить в конце вышеприведенного теста.
Тексты тем дня для личного пользования. Есть несколько вариантов.
Карта квадрантов по Офману (основное качество, ловушка, качество-балансир, аллергия) по всем чертам характера волонтёра.
За чашечку кофе вы получите вечный доступ к гугл-документу. Сделайте запрос (ниже или справа) и получите ссылку. Для запроса скопируйте точное название материала (один из пунктов выше).
Далее по теме
В завершающей части образовательного трека про характер (Блок 4) рассматриваются методические вопросы. Общие советы организаторам по разработке методических материалов на данную тему. Как организовать интересные дискуссии про характер волонтера? Как направлять личностный рост волонтеров во время проекта? Как получать обратная связь от волонтёров на проекте, сделав это увлекательным, простым и самым желанным моментом проекта?