Читайте предыдущую статью.
Если вы не ответили на «каверзные» вопросы о ценности добровольчества, то сделайте это сейчас:
1) «Представьте, что вы – руководитель некоммерческой организации и у вас есть возможность нанять работников для организации за деньги, то привлекали ли бы вы добровольцев? Если «да», то почему?» [кстати, вопрос от ООН и только он]
2) «Если бы была реальная возможность оплаты вашего добровольческого труда (до или после проекта), то за что (в каком случае) вы бы отказались брать деньги?» (именно отказались)
3) «Представьте, что нет социальных проблем. Нужны ли будут волонтеры в таком обществе? Почему?»
4) «В какой социальной структуре (институте) не обойтись без добровольчества? Почему?»
Теперь, прошу Вас, читайте дальше.
Евгений Скворцов
1.3. Мнения о ценности добровольчества
Кошелёк или волонтёр?
Первый вопрос («… привлекали ли бы вы добровольцев?»), адресованный к руководителям организаций или тем, кто приглашает добровольцев в свои инициативы, фокусирует наше внимание на том, что обретает организация в лице добровольца, а не сколько она экономит благодаря ему. Если вы видите в добровольцах искренность, сердце, ценности, душевную теплоту и готовы заплатить им тем же, проявляя уважение, душевную щедрость и благодарность, то вы будет эффективно работать с ними.
Ваш ответ на данный вопрос будет примерно таким:
- «Да», т.к. у человека, работающего за деньги – иные мотивы и ценности, чем у волонтера – и масштабы желания и возможностей оказать помощь у них меньше, чем у добровольца» (Денисова Ольга, социальный педагог, Свердловская обл.);
- «Да, т.к. это – возможность на явных примерах помощи и взаимопомощи воспитать подрастающее поколение!» (Югова А.В.);
- «Да, т.к. добровольцы – люди более сознательные и независимые от «денежных» проблем. Идея, смысл, дела для них важнее» (Умникова Екатерина Васильевна, ДЮЦ «Контакт», Орджоникидзевский р-н г.Екатеринбург);
- «Да, т.к. работа «за деньги» не всегда работа «за совесть» и по велению сердца, души. Особенно в социальной сфере, т.к. необходима душевная теплота» (Дождиков Е.В.);
- «Специалисты и добровольцы по-разному подойдут к работе. Специалист — это специалист, это голова и руки. А доброволец — это сердце, прежде всего. Наверное, максимальная эффективность у проекта (или работы НКО, в общем) будет, когда будут участвовать и те, и другие. То есть, я бы привлекала волонтеров» (Анастасия Тушева, предприниматель, турист, организатор проектов, г.Москва).
Приведенные примеры, как мы видим, затрагивают качества волонтера, которые являются неоценимым или бесценным ресурсом, который нельзя ничем заменить. Если нам не нужны эти качества в работниках, м.б. не стоит называть свою организацию добровольческой и привлекать добровольцев?! Кстати, нужно быть «отличным» актёром, чтобы долгое время использовать добровольцев только ради собственной организации. Но всё выходит наружу со временем, особенно если этот актёр окажется рядом с опытным добровольцем, который прекрасно чувствует искренность и фальшь. Поэтому в такой организации много новичков и большая текучесть кадров – это верный признак того, что организация просто использует добровольцев.
Таким образом, ценность добровольчества связана с уникальными качествами людей, способных на добровольческое служение. Только благодаря наличию этих качеств возможно решение определенных задач, остальное могут сделать наёмные рабочие и специалисты, конечно, если есть возможность оплаты их труда. Если такой возможности нет, то необходим честный разговор с добровольцами о том, что благодаря им также экономятся ресурсы, иначе просто проект не осуществим. Честность, открытость и искренность организатора в этом случае сопоставима с «экономией» денежных ресурсов и «оплачивается» добровольцами их добровольным трудом. Как вы понимаете организатору при этом также необходимо быть подлинным добровольцем, а не «актёром».
Иметь или быть?
Один из самых сложных вопросов («Если бы была реальная возможность оплаты вашего добровольческого труда…»), который я придумал и которым «мучаю» людей. Многие утверждают, что вопрос сформулирован некорректно, но жизнь вообще некорректна с нами. Мы часто стоим перед выбором: заняться тем, что принесёт сколько-то денег, или пойти на добровольческий проект, что реализует наши убеждения и ценности. Выбрав первое, мы тем самым сами назначаем цену нашему добровольческому труду, т.е. если бы нам заплатили столько же (не важно, как бы это произошло), то наш выбор бы склонился в пользу «пойти на добровольческий проект». В реальности мы непросто бесплатно трудимся как добровольцы, в этот самый момент мы не зарабатываем возможные деньги. Для добровольцев их добровольческий труд обходится в два раза дороже! Стоит принять во внимание, что заработанные деньги мы в основном тратим на тех, кого любим (включая и себя). Или же, если не затрагивать деньги, добровольцы «забирают» своё собственное свободное от работы и учёбы время у своих близких и родных. Добровольцы постоянно стоят перед выбором, и он делает видимыми их ценности и убеждения.
Если вы достаточно глубоко и честно осознаете внутренний мир своих ценностей, то ваш ответ может быть похож на следующие:
- «Если это касается близких мне людей (помощь семье, например). Тогда я вижу задачу: научиться любить людей и воспринимать каждого как члена своей семьи» (Соколова Марина, студентка ИсОбр, УрГПУ, Екатеринбург);
- «Если бы мой добровольческий труд помог спасти жизнь и здоровье человека» (Нуриахметова И.В.);
- «Есть дела, которые хочется делать по зову души что ли. Например, быть Дедом морозом для детей с огр. возможностями, или же акции для детских домов. За это, я бы не взял денег. А вот добровольчество – принес, подай, постой на вахте, постой на регистрации… – за это бы взял, если б дали» (Илья Кирпиков, предприниматель, Екатеринбург).
Вопрос способен раскрыть подлинную зрелую мотивацию волонтеров. Даже если она раньше вслух не произносилась, то человек может её осознать, если поставит себя в ситуацию подобного выбора. За что мы лично ценим добровольчество, что оно нам даёт, готовы ли мы жить без него или нет?
Ценность добровольчества для добровольца выступает в качестве возможностей реализации его нравственного, душевного или сердечного потенциала. Добровольчество становится стилем жизни, что не означает круглосуточного бесплатного труда, а выражается в готовности отреагировать на запрос в добровольческом проявлении заботы, внимания, любви.
Всё или ничего?
Вопрос об отсутствии социальных проблем («Нужны ли будут волонтеры в таком обществе?») вскрывает мировоззренческие основы человека и показывает, насколько он последователен в своих добровольческих усилиях по улучшению общества, насколько его добровольчество имеет потенциал к созиданию общества будущего.
О, как нам трудно представить, что не будет социальных проблем!!! Идеал не достижим, идеал – утопия! Или мы заведомо конструируем идеал с проблемами, или мало способны к конструированию будущего вообще, и, не разобравшись с основами и причинами проблем общества, бросаемся их решать любым способом. Не потому ли многие добровольческие проекты утопичны и через несколько лет (месяцев) разочаровывают добровольцев? Так сказать, «убежденные» организаторы не способны показать, как текущее маленькое дело добровольца влияет на отсроченный будущий результат действительного решения проблемы. Организаторы не видят корня решаемых проблем или не хотят заниматься решением коренных проблем, т.к. они не модны, не в тренде, не финансируются. Один из ответов подобного организатора может выглядеть так: «Всегда было зло, несправедливость, поэтому есть и должно быть добро, а это и есть волонтёрство».
С другой стороны встречается много положительных ответов, т.к. многие осознали важность для себя и для других душевной теплоты, сердечного участия. Возможно ли представить общество, в котором они превозобладают над черствостью и безразличием? Посмотрим ответы:
- «Будут нужны, т.к. для человека существуют не столько социальные проблемы, но глубоко личные, с которыми, тем не менее, ему одному не справиться» (Шурова Н.Д., заслуженный педагог РФ, член-корреспондент МАНПО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы УрГПУ);
- «И хотя решение всех социальных проблем — это утопия даже в необозримом будущем, добровольчество необходимо для общества и сейчас и после, поскольку суть и смысл добровольчества не соизмеримо глубже, чем лишь его связь с участием добровольцев в решении социальных проблем» (Бодренкова Галина Петровна, Президент российского центра развития добровольчества);
- «Да, потому что волонтерство – это стиль жизни. Люди, которые всегда готовы прийти на помощь, с широкой душой и сердцем будут всегда» (Гайгбаум И.Ю., зам.дир. ОУ №76);
- «Нужны, поскольку это важно не только для общества в целом, но и для личности. Добрые дела, осуществляемые бескорыстно, имеют огромный воспитательный импульс» (Лаптева Ю.В.);
- «Да, т.к. это больше нужно не тем, кому оказывается помощь, а тем, кто её оказывает» (Петрова Л.П., зам. директора по праву МОУ СОШ №71).
Мы затронули непреходящую ценность добровольчества, которая не зависит ни от времени (прошлое, настоящее или будущее), ни от ситуации в обществе (есть или нет проблем), ни от вида деятельности добровольцев (т.к. добровольчество также необходимо самим добровольцам). Добровольчество способно пробудить интерес человека к исследованию причин проблем общества, повысить гражданскую ответственность и сохранить вектор развития человека в уже более-менее благополучном обществе. Другими словами, при мудром подходе добровольчество не разочарует человека и придаст смысл его жизни на разных её этапах, тем самым повышая качество жизни.
Везде – значит нигде!
Самый странный и нередкий ответ на последний вопрос («…где не обойтись без добровольчества?») – «везде!» Да, во многих сферах жизни можно обойтись без добровольцев! Платите достаточно врачам, педагогам и т.д., и они будут больше вкладываться, а также может найдут работу по призванию, по душе, т.к. не нужно будет работать ради выживания там, где смог устроиться.
Думать о том, что добровольчество нужно везде, по сути, это значит признать проблемными все сферы человеческой жизни и бесполезность добровольческих усилий для их улучшения. Даже можно прийти к тому, что добровольчество нечто искусственное, без которого можно обойтись или заменить чем-то другим – более приближенным к законам природы, например, инстинктом самосохранения и т.п.
Если нет сферы жизни, где добровольчество является естественным проявлением, то значит у нас нет прочной основы для его продвижения и нет примера подлинного добровольчества, на основе которого мы бы могли учиться, чтобы распространять его на более высокий общественный уровень. Нам нужна модель, а не выдумка!
Я могу вас обрадовать: добровольчество существует само по себе! Но мы его не замечаем, т.к. оно себя так не называет. Редкий ответ тому подтверждение, после которого все вздыхают и говорят, что они так и думали:
- «В семье. Это сплошное добровольчество!» (Анастасия Тушева, предприниматель, турист, организатор проектов, г.Москва).
Добровольчество естественно существует в семье, выражаясь через любовь. Только внутри семьи не создаются общественные организации или благотворительные фонды, чтобы помогать нуждающимся членам семьи. Здесь также не предлагают работу за деньги. Зрелые члены семьи принимают добровольное решение помогать другим без оплаты труда. Это так похоже на добровольчество, но назвать его так в рамках семьи странно, ведь так?
Последним вопросом о ценности добровольчества мы затрагиваем включенность его в жизнь каждого человека, и там, где его нет, происходит разрушение естественности жизни и нет возможностей для решения конфликтов. Неестественно (вернее, пошло) покупать любовь, поэтому она даётся бесплатно (или не даётся вообще), что мы и называем добровольчеством. Добровольчество имеет ценность для каждого человека, т.к. неразделимо с любовью и является её продолжением в общественной жизни. Если добровольцы смогут (больше некому) донести это до других людей, то останется лишь малое количество невоспитанных людей, кому добровольчество будет претить или казаться неким необязательным дополнением к его жизни.
1.4. Необходимость нового подхода
«Отношение к добровольчеству может быть даже негативным в ситуациях, когда в определенные исторические периоды идеалы добровольчества были скомпрометированы из-за того, что неоплачиваемые формы деятельности навязывались населению директивами государства. Существует необходимость в разработке новаторских подходов для возрождения интереса к работе волонтеров и способности её ценить» [1]. Это особенно справедливо для нашей страны, пережившей тоталитарный режим и всё еще несущей в своем сознании раболепное отношение к власти и богатству.
Бесплатность труда добровольцев является лишь признаком, а не сутью добровольчества. Мы должны перестать воспринимать добровольчество как экономию денежных средств. Несомненно, что при решении социальных проблем в условиях недостаточности материальных и людских ресурсов привлечение добровольцев является рациональным решением. Но поиск, мотивирование и организация добровольцев – более сложный процесс, чем наём оплачиваемых работников. Требуется не только наличие высоких организационных навыков, но и личный пример добровольчества самого организатора. Если вы так не думаете, то лучше не привлекайте добровольцев. Хотя, может быть, они своим примером изменят вас. Другими словами, привлекая добровольцев, нужно будет потратить много душевных и организационных усилий, т.е. экономия на оплате труда добровольцев может быть несопоставима с другими затраченными нематериальными ресурсами. Поэтому на первый план необходимо выводить неэкономические стороны добровольчества, как в вопросе затрат на привлечение добровольцев, так и в вопросе получаемых результатов от добровольчества.
Рублём добровольчество не измерить! Хотя был период в развитии России (собственно и мира), когда это необходимо было делать, чтобы показать хотя бы экономический вклад и пользу добровольчества для страны. На данный момент этого уже недостаточно и более того, разрушительно для добровольчества, т.к. низводит его до бесплатного оказания услуг, что не в состоянии вдохновлять население на проявление добровольчества. Мы стоим перед задачей по-другому (м.б. даже и не по-новому) преподносить добровольчество.
В последнее время оценка состояния стран по «уровню жизни» признается недостаточной, т.к. не отражает социальных настроений и удовлетворенности жизнью, что принято называть «качеством жизни». Несложно догадаться (но стоит проверить), что осмысленность жизни, полезность для других, свобода выбора жизненного пути, включенность в жизнь общества и т.п. положительно влияет на восприятие собственной жизни. Добровольчество, несомненно, повышает качество жизни индивида, что важно донести до государственных мужей и простых граждан. Человек, который не бросает работу, учебу, семью, друзей, хобби и т.д. ради добровольчества и успешно им занимается долгое время, обретает более высокое качество жизни. Смысл, любовь, доброта и т.п. обретают более глубокое значение, наполняются собственными примерами из жизни и становятся более осязаемыми для него. Таким образом, добровольчество можно преподносить как критерий качества жизни.
Естественно для изменения восприятия добровольчества нам предстоит его философски обосновать. Например, Сергей Пономарев из пермского Молодёжного «Мемориала» утвердительно предполагает [3]: «Если попытаться сформулировать в самом общем виде, люди занимаются волонтёрством, потому что верят, что возможен какой-то иной тип отношений в обществе, кроме «взаимовыгодного обмена». Другое предположение в своём блоге (www.jaba.ru/blog/126 ) выдвигает Галина Бодренкова, Президент российского центра развития добровольчества: «…концепция разумного эгоизма в соединении со стратегией, ценностями и практикой добровольчества — это именно то, на чем должны базироваться инновационные механизмы и технологии, которые позволят непосредственно с участием молодежи реализовать задачи государственной молодежной политики». Мы имеем на первый взгляд противоположные мнения, но, как показывает добровольческая практика, даже противоположно философски настроенные люди способны работать вместе! Вот, именно эту «сверх-философию» добровольчества (некий мета-уровень), вмещающую различные взгляды и побуждающую к взаимному сотрудничеству, нам и стоит открыть, чтобы взаимными усилиями донести добровольчество до сознания каждого человека.
Несомненным и уже отмеченным во многих международных и отечественных документах является то, что «уровень развития гражданского общества находится в прямой зависимости от степени вовлеченности населения в общественно полезную добровольческую деятельность» [4]. Кстати, протестные настроения также повышают гражданскую ответственность, являются добровольным выбором человека и со временем могут принести общественную пользу (история позже рассудит). В этой связи встаёт необходимость определить, как мы будем смотреть на добровольчество широко, включая все добровольные изъявления человека принести благо обществу, или узко, исключая политические, религиозные, корпоративные и тому подобные случаи? Хоть ответ и очевиден, но заявления о том, что добровольцем может быть каждый независимо от своих убеждений, на практике разбивается об нетолерантное отношение, что пагубно влияет на незрелые добровольческие инициативы. Поэтому представляется важным связать развитие в обществе добровольчества и толерантности.
С другой стороны само по себе добровольчество обладает миротворческим потенциалом. Так, в 2001 году ООН рекомендовала, что «добровольчество является ключевым фактором, который объединяет различные социальные группы в большинстве обществ» [1]. Спустя 10 лет ООН констатировала в своём отчете [5]: «Внося свой вклад в построение отношений доверия, добровольная деятельность уменьшает напряженность, вызывающую конфликт, и может способствовать его разрешению. Она также может создавать общие цели при ликвидации последствий войны». Таким образом, потенциал добровольчества открывается с новой стороны, неся мир в общество, что будет бесспорным преимуществом при его популяризации.
В итоге отметим ценность добровольчества в приоритетном порядке (по мнению автора), не затрагивая вооруженные конфликты и чрезвычайные ситуации:
1) нравственное воспитание или личностный рост,
2) формирование и проявление гражданской позиции,
3) социальное миротворчество,
4) создание прецедента решения местных проблем,
5) рациональное использование ресурсов.
Особо стоит отметить работу добровольцев в экстренных ситуациях, где добровольцы рискуют своим здоровьем и жизнью, но иначе нельзя, т.к. помощи профессионалов недостаточно или она не успевает во время. Например: добровольные пожарные, ликвидаторы аварий и т.д. Здесь ценность добровольчества проявляется в спасении жизни и здоровья тех, кто не в состоянии этого обеспечить сам.
1.5. Отвергнутые рекомендации
ООН рекомендовала использовать следующую схему развития инфраструктуры добровольчества [1]. Четыре ключевых фактора развития инфраструктуры добровольчества:
- достижение общего понимания добровольчества и единого восприятия его ценности;
- создание и всемерное развитие благоприятных условий;
- использование всего многообразия подходов для мобилизации добровольчества и содействия ему;
- обеспечение устойчивого финансирования.
Неудивительно, что достижение общего понимания добровольчества и единого восприятия его ценности оказалось на первом месте. Решить эту задачу предложено было через общественный диалог и дискуссии, исследования и документацию, распространение информации.
В последние годы в России проходит множество конференций и круглых столов, но до сих пор единого взгляда на добровольчество нет (вот, один пример или немного уже другой). Диалог не успевает начаться о восприятии добровольчества, как тут же переключается на вопросы финансирование и законодательства. Можно сказать, что мы идем «своим путём» — обратным рекомендациям мирового сообщества в лице ООН. Это естественно ведь наполнение участниками данных мероприятий происходит за счет уже существующих НКО, фондов, органов власти, для которых подобные вопросы (о восприятии и ценности добровольчества) как бы уже решены, тривиальны и нет смысла их обсуждать. Но для тех, кто работает непосредственно с мотивацией добровольцев, даёт им образование, вопросы определения, ценности, внутреннего нравственного наполнения добровольчества являются первостепенными и наиболее актуальными.
Я часто слышу от некоторых руководителей в сфере добровольчества, что если сказал слово «добровольчество», то уже всем понятно, о чём идет речь. Что не нужно акцентировать внимание на «ценностно-ориентированном» подходе. Как бы в слове «добровольчество» заключается всё его ценностное наполнение и оно априори понятно и осознанно пользователями русского языка. Проведя множество бесед с молодыми людьми и руководителями различных общественных подразделений, я знаю, что это не так. Поэтому актуальность нашей работу не вызывает сомнения, и диалог о ценности добровольчества необходимо продолжать.
Заканчивая первую главу, хотелось бы пояснить эпиграф к ней: «от бесплатности к миротворчеству». Бесплатность труда добровольцев – это первое впечатление и устоявшееся мнение большинства населения нашей страны. Как для молодежи, так и для взрослых это не может быть мотивирующим фактором. Необходимо акцентировать, развивать и пропагандировать те стороны добровольчества, которые ценны каждому человеку. По нашему мнению, и что также указано во Всемирной декларации добровольцев, добровольчество ценно своей миротворческой стороной. Мир, спокойствие, сотрудничество и т.п. нужны всем людям – это может стать основой для вхождения добровольчества в жизнь каждого человека. В дополнение к этому нам важно связать понятие «добровольчество» с понятиями «семья» и «любовь», что мы и сделаем в будущих главах, а в следующей главе поговорим о философском обосновании добровольчества.
Литература:
[1] Развитие инфраструктуры добровольчества. Руководство. ООН, 2001 г.
[2] Как эффективно работать с добровольцами. Слабжанин Н.Ю.
[3] Как работать с добровольцами. Пособие для искушенных руководителей НКО. Пономарёв С.В. — Пермь, 2010
[4] Итоговый документ. IV общероссийская конференция по добровольчеству, 2007.
[5] Программа Добровольцы ООН. Отчёт о состоянии добровольчества в мире, 2011 г.
Читайте продолжение
Напоминаю: копирование и размещение частей данного текста возможно только при указании активной, прямой ссылки на данную статью!