Рекомендуем: используйте презентацию «Первое правило отличника» как базовый материал для изучения темы по успеваемости студентов.
Для начала коротко расскажу, как учился я.
В начальной школе был практически отличником, было интересно буквально всё! Я постоянно доставал маму просьбами купить что-нибудь из детских энциклопедий =))
Затем энтузиазм как-то увял, успеваемость упала… Плюс, в переходном возрасте я был ужасно вредный и довольно замкнутый… Школьная программа меня практически перестала интересовать, я ушел в массовое чтение книг, самых разных — от типа «детский детектив» до приключенческой классики. В то время в основном зачитывался Жюлем Верном… Скажу честно, при этом прогуливал немало… В итоге, 9-й класс закончил троечником… Оценки получал в основном за счет общей эрудированности.
Затем понял, что, собственно, надо что-то делать с учебой, а то после школы никуда не поступлю. Немного навалился и, в результате, аттестат получился таким — 4-ки напополам с 5-ками.
После 11-го на меня очень надавили родные — был шанс поступить в Горный по блату… Но моё природное упрямство сказало: «Нет уж, какой из меня горняк… хочу быть компьютерщиком». В институт, конечно, поступить не удалось бы, конкурс там очень большой на эти специальности, поэтому пришлось поступать в радиотехникум.
Начинал я учится также, как в школе — 4-ки напополам с 5-ками… Но довольно скоро наступил переломный момент: я влился в общественную жизнь техникума. Началось с моих стихов в газете, после которых меня затащили в литкружок, потом — походы с турклубом, самбо, гитара, психологический кружок и т.д. Плюс деятельность в студсовете. В техникуме была такая система, что на всех педсоветах должны были присутствовать два представителя студсовета, которые рассказывали о взгляде студентов на проблемы техникума и, наоборот, объясняли студентам события и решения, принимаемые на педсоветах; вот я и был одним из таких представителей… И вскоре я как-то решил поставить себе цель: могу ли я стать отличником?
Что изменилось? Трудно сказать. Не сказал бы, что я был таким уж примерным учеником. Часто пропускал, писал далеко не все конспекты… Изменился скорее подход: если я пропускал, то обычно отпрашивался заранее, договаривался с преподавателем, что я должен сдать за пропуски и в каком объеме. На те лекции на которые было лень ходить, я обычно разбирался в материале сам, и потом убеждал преподавателя в том, что я действительно знаю материал…
Вот так, оставаясь в принципе не особо уж и дисциплинированным учеником, я без особого труда получил красный диплом.
Теперь попытаюсь проанализировать и добавить комментарии по поводу учебы.
1) Несомненно, активная жизненная позиция. Чем больше занимаешься делами, которые тебе нравятся, тем больше получаешь энергии. А для учебы очень важно, когда она чередуется не просто с обычным отдыхом типа валяния на диване, а делами, которые повышают эмоциональный настрой.
2) По поводу мотивации. Для начала мотивацией было упорство: смогу я или нет? Но потом, разбираясь во многих предметах, я стал обнаруживать, что становится просто интересно разбираться в том, как это работает. Плюс, немаловажно то, что я поступил на ту специальность, на которую я хотел, которая мне была интересна. Это важно, потому что многие студенты выбирают свой ВУЗ, руководствуясь не своими интересами в этой области знаний, а мнением родителей, престижностью, мнением друзей. И, в результате, учеба становится скучной и неинтересной.
3) Самый интересный способ разобраться полностью в материале и запомнить его — это попытаться объяснить его другому человеку. Так получилось, что по ряду предметов, которые я хорошо понимал, ко мне часто обращались за помощью, с просьбой объяснить. И получалось, что когда я объяснял, материал выстраивался у меня в голове в стройную логическую цепочку, и превосходно запоминался. Теперь я часто использую мной придуманный метод объяснения невидимому собеседнику: прочитав материал, я начинаю как бы объяснять его воображаемому собеседнику(очень здорово помогает запоминанию). Кстати, это можно делать даже в дороге!
4) Самой сильной движущей силой человеческой деятельности сейчас я считаю стремление к самосовершенствованию. А тяга к знаниям — это мощный инструмент в этом направлении. Самая главная фишка в том, что можно получать громадное удовольствие, когда разбираешься в какой-нибудь загадке: открываешь для себя что-то новое, тайну мироздания. Процесс познания здесь, кстати, зависит во многом от учителя: вываливает ли он просто учебный материал на ученика, или, наоборот, ставит перед учеником какую-то тайну, которую решает сам ученик, а учитель только помогает ему на этом пути знаками и подсказками. Здесь довольно интересно посмотреть фильм «Учитель года», там очень хорошо показан этот аспект.
5) Сейчас, анализируя свою жизнь, я хочу добавить ещё один важный момент: когда я ушел в общественную жизнь ВУЗа, я как-то само собой перестал употреблять алкоголь. Просто сменилась компания, появились намного более интересные способы провести время и, в результате, стало просто не до него. А уже позже я узнал интересную вещь: оказывается, даже самые маленькие дозы алкоголя блокируют самые сложные мыслительные процессы, то есть, прежде всего, сложные ассоциации. Обычно это мало заметно, ибо простые ассоциации работают. Но вот связывать полностью, к примеру, физику+химию+биология+психологию относительно, скажем, человеческого организма — это сложнейший набор ассоциаций. Отсюда даже у малопьющих людей проблемы с однобокостью мышлений, ведь каждый предмет в мире, прежде всего — сложная многофакторная система. И чем совершеннее сложноассоциативный процесс, тем более совершенный образ предмета формируется в нашем сознании. А то, что, скажем, кружка пива подавляет ассоциативность до полного распада токсинов (прим. 2-3 недели по мнению физиологов) доказано было не раз опытным путём. Так что вопрос роста употребления алкоголя тесно связан с эффективностью образования.
PS: Сейчас меня многие не понимают, почему я бросил радиофак УПИ и пошел на факультет психологии УрГПУ. Как раз из-за этого: я понял что я в компьютерах получил все необходимые основы знаний, я могу теперь разобраться на основе этого самостоятельно в том, что мне интересно. А вот психология для меня — новая тайна. Сейчас у меня первая сессия и я уже понимаю, что пришел сюда не зря — мне действительно всё это интересно! А раз интересно — процесс познания становится легким и приносит радость и удовольствие от новой информации.
PSPS: В заключение, несколько моих методов учебы:
1) Невидимый собеседник-ученик (описанный выше).
2) Аудиометод. Впервые использован мной этим летом, когда поступал в УрГПУ. Суть в том, что учебный материал надиктовывается на компьютер, загоняется в .mp3, и сбрасывается на плеер. Отличный способ экономии на времени: во время скажем поездок в транспорте можно прослушивать материал. Причем я заметил, что если даже слушать отвлеченно, проигравшись за время поездок несколько раз материал все равно откладывается в памяти.
3) Метод подхода к усвоению. Подходит для непонятного материала. Непонятные вещи воспринимаются как тайна, которую надо угадать. И дальше начинается копание в глубь, пока не разберешься в материале. Главное здесь — эмоциональный настрой: надо подходить с энтузиазмом, а решение воспринимать как победу, искренне радуясь ей.
PSPSPS: Прошу прощения за много букв, уж так получилось — чересчур подробно и автобиографично. Но надеюсь, что среди этой писанины есть что-то интересное.
Леонид Гущин
16 ноября 2008