Мы предлагаем вам использовать наши материалы не только для личного развития, но и для проведения общественных мероприятий и коммерческой деятельности в качестве тренера.

  Я – толерантный и нетолерантный человек!

виды определение- с таких слов я начал вебинар о толерантности на телеканале «Мой портал» 9 ноября 2012 в г.Тюмени. Здесь я оказался, можно сказать, проездом, т.к. был приглашен Натальей Илимбаевой (руководитель областного добровольческого центра, Посол мира от UPF) на Фестиваль для студентов ТюмГУ «Новые лица» (об этом подробнее здесь).

Тема толерантности становится не только всё более востребованной, но и острой. Поэтому я хотел бы с вами поделиться собственным взглядом на основные моменты. Содержание данного вебинара может служить отправной точкой для развития темы толерантности. При его использовании я рекомендую сохранять логику донесения мыслей. Возможная продолжительность встречи может составить около одного часа.

Содержание встречи:

  1. Определение толерантности
  2. Рекомендации о развитии
  3. Виды толерантности
  4. Реальная основа толерантности

Часть 1. Определение толерантности

Для того, чтобы дать определение толерантности, обратимся к «Декларации принципов терпимости», которая была принята 16 ноября 1995 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО. Я использую данный документ, т.к. он является международным стандартом для раскрытия темы толерантности. В нём «» определяется как «терпимость», что по существу дела одно и то же, только происхождение слов разное. Сейчас в России принято использовать слово «». Слово «терпимость» имеет негативную окраску, т.е. человек как бы вынужден терпеть то, что ему не нравится. С другой стороны, слово «» не вызывает у русскоговорящих никаких ассоциаций, но требует дополнительных объяснений. Поэтому используя термин «», мы будем опираться на интуитивное понимание слова «терпимость» и раскроем его с разных сторон.

1.1. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2. Терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Терпимость — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Часть 2. Рекомендации по развитию толерантности

Важно обратить своё внимание на рекомендации по развитию толерантности. Мы снова воспользуемся Декларацией принципов терпимости.

2.1. Развитие толерантности на государственном уровне требует справедливого и беспристрастного законодательства и его соблюдения, предоставления возможностей для развития каждому человеку, в противном случае это может стать причиной для подавленности и враждебности. Государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и в соответствии с ними изменить свои законодательства. Стоит отметить, что Декларация прав человека была опубликована в Советском союзе спустя лишь 40 лет после её принятия в . Там, где государством не защищены права человека, человек начинает защищаться сам, становясь агрессивным и настороженным, воспринимая всё незнакомое, как опасное.

2.2. Социальные аспекты современного мира таковы, что «чужие» проблемы всё чаще становятся всеобщими. Повышается ответственность средств массовой коммуникации, которые способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

2.3. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Оно должно способствовать формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Далее мы заметим противоречие между моралью и подлинной толерантностью.

Часть 3. Виды толерантности

Мы воспользуемся нестандартной классификацией видов толерантности, т.к. логика, заложенная в неё даст нам почву для размышления.

3.1. Естественная (натуральная) толерантность подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Человек, не имеющий собственных убеждений, может относиться ко всему толерантно. Аналогично, путешественник, исследуя новую культуру, с интересом ищет в ней определенную логику и оправдание обычаям. Естественная толерантность заканчивается, когда к нам приезжают «чужаки» со своими обычаями, манерами и ценностями, но мы готовы подчиниться требованиям общества, проявляя моральную толерантность.

3.2. Моральная толерантность проявляется в стремлении соответствовать требованиям общества и сдерживать свои эмоции, используя арсенал выработанных психологических защит. Каждый социум (нация, государство, регион) формирует свою мораль под воздействием исторических, культурных, геополитических факторов. Имея некую выгоду, человек вынужден подчиниться общественной морали. Но в случае отсутствия внешнего контроля и возможного наказания человек склонен не сдерживать своё негодование. Моральная толерантность необходима, когда человек обретает собственные убеждения, но еще не научился принимать чужое . В данном случае человек боится потерять собственные убеждения, культурные особенности, традиционные для его социума ценности, а страх, в свою очередь, вызывает агрессию.

3.3. Нравственная толерантность включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается. Уверенный в себе человек может позволить другим инакомыслие. Воспитание должно быть сосредоточенно именно на данном виде толерантности, развивая навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на более высоких моральных требованиях, чем ближайшее окружение человека.

4. Реальная основа толерантности

Проблема развития толерантности часто заканчивается простыми разговорами без перехода к конкретной практике. Мне бы хотелось закончить практичными моментами и предъявить свой взгляд на реальную основу толерантности. Выделим две стороны: усвоение общечеловеческих ценностей и искреннее сопереживание другим.

4.1. Общечеловеческие ценности – это некие самоценности, не требующие дополнительных обоснований, наделяющие жизнь человека смыслом и сохраняющие жизнеспособность человеческого сообщества. Например: жизнь, здоровье, семья, свобода и т.п. Именно общечеловеческие ценности находят свое отражение в Правах человека.

Общечеловеческие ценности, ставшие личными убеждениями, становятся основой для принятия другого человека. Если мы сходимся в фундаментальных вопросах, то любые разногласия разрешимы. Лично для меня это становится критерием для толерантности. С другой стороны, если человек своим поведением разрушает общечеловеческие ценности, внушает «антиценности» подрастающему поколению, то общечеловеческие ценности становятся критерием моей личной нетолерантности. Например, я нетерпим к убийцам, насильникам, в общественных местах к курильщикам и т.д., т.к. они посягают на жизнь и здоровье окружающих. В уединении с самим собой человек волен поступать, как хочет, если его не беспокоит судьба родных и близких.

Всё, что не затрагивает общечеловеческих ценностей, я готов признать вкусами, эксцентричностью, самобытностью и правом любого совершеннолетнего человека на самовыражение. Я толерантен к одежде, привычкам, религиозным обычаям, если они не противоречат общечеловеческим ценностям. Такую толерантность можно назвать нравственной.

4.2. Чтобы ужиться со вкусами других людей, наций, рас, верований необходимо искреннее сопереживание им, а для этого кроме общечеловеческих ценностей еще должен быть обретен эмоционально-чувственный (сердечный) опыт совместного проживания. Отчасти нам надо вернуться в детство и вспомнить естественную толерантность, скорее даже, восхищение чем-то новым и непривычным.

Как пробудить подлинный интерес? Вспомните, переживаете ли Вы за то, что происходит в других странах? В каких и почему? Если мы переживаем за всё в мире, то либо мы являемся пустословами или в конце концов станем невротиками. Мы будем вносить свой вклад в мир, если мы за это по-настоящему переживаем!

Мы переживаем за страны, где находятся наши родные, близкие и друзья. О них мы беспокоимся и хотим, чтобы в этих странах всё было благополучно. К представителям таких стран мы относимся более внимательно и учтиво, тем самым выражая свою любовь к родным и друзьям. Чем больше сердечных уз, тем больше взаимосвязей и стабильнее мир.

Отвечая на вопрос: «Как создать реальную основу для толерантности?» – я предлагаю:

  • расселить родственников по всему миру;
  • породниться с человеком другой расы/национальности (выйти замуж/жениться);
  • отправить своих детей учиться в другую страну, чтобы узнали мир (хоть на несколько месяцев);
  • подружиться с людьми из других стран (Интернет, Skype);
  • путешествовать по странам, узнавать культуру и ценности;
  • придумайте свои варианты…

Если у вас будут конкретные друзья из других стран, то об этом народе вы будете судить по своим друзьям, а не по СМИ. Вы будете по-иному относиться к их представителям в своей стране.

P.S.: Моё определение: Толерантность – это умение сдерживать себя в конфликтных ситуация во имя чего-то большего (общечеловеческие ценности или значимые люди).

Мы чаще говорим о Правах человека, но толерантность – это обязанность индивида в обществе. Развивая толерантность, мы прежде должны понять, принять и по доброй воле исполнять свои Обязанности человека, что и станет основой для Прав.

P.S.: короткая ссылка на статью http://sostudent.ru/?p=427
Евгений Скворцов

Автор статьи / источник материала:

Евгений Скворцов, количество опубликованного материала - 53

Основатель и тренер SOStudent.ru, психолог, волонтер с 1997 года, семьянин, ведущий автор концепции "Ценностно-ориентированное добровольчество", координатор Байкальского Добровольческого Форума.

Подробнее об авторе


РанееМиссия супружеского союза Далее Фестиваль активных студентов ТюмГУ "Новые лица"

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.