Мы предлагаем вам использовать наши материалы не только для личного развития, но и для проведения общественных мероприятий и коммерческой деятельности в качестве тренера.

Анализ образовательной программы

Байкальского добровольческого форума

Данная статья будет полезна тем, кто организует добровольческие (волонтерские) форумы, слёты и лагеря. В ходе анализа образовательной программы 3-го Байкальского добровольческого Форума (2012 г.) я постараюсь раскрыть следующие моменты: какие цели ставились, что было достигнуто, «фишки» (приёмы) тренеров, советы для организаторов. Если для Вас этот материал будет полезен, Вы можете пригласить наш коллектив (Sostudent.ru) для организации проекта в своём регионе.

Чтобы обосновать цели, расписание Форума и действия организаторов, необходимо учесть специфику Байкальского Форума 2012 г. Она заключалась в том, что был ориентирован не только на участников, приехавших на него из других регионов, но и непосредственно на самих жителей г.Слюдянка, в котором проходил . Т.е., через попытку побудить местных жителей развивать местное добровольческое движение и туристическую привлекательность города нам необходимо было дать образование приехавшим волонтёрам. С одной стороны, показать волонтёрам на практике то, каким образом можно влиять на местное население, а с другой – использовать энтузиазм волонтёров, чтобы вдохновить жителей Слюдянки на волонтёрские действия. Другими словами, волонтёры и местные жители выступали и как объект образовательного воздействия, и, одновременно, как его инструмент.

Приглашаем на Форум – 2013!

Вхождение в проект

Важным дополнением к описанию предыдущих Байкальских проектов стала формулировка ценностей Форума помимо ранее сформулированных ценностей добровольчества, которые продвигает каждый наш проект. Для самих участников это изменение осталось незаметным, но я, как координатор Форума, получил инструмент для оценки организаторского состава и ориентиры для образовательной программы волонтёров. Основными ценностями Форума, разделяемыми всеми организаторами и пропагандируемые участникам и местному населению, являются: 1) «жизнь на благо других» как философская основа добровольчества и образовательных программ на Форуме; 2) «отношение хозяина» как принцип самоорганизации участников Форума и основной посыл к местному населению; 3) «командная работа»; 4) «патриотизм и гостеприимство»; 5) «любовь к Природе» как правило поведения на лоне природы, принцип ведения экономической жизнедеятельности местного населения; 6) «здоровый образ жизни» как непререкаемое правило для всех участников во время Форума и рекомендуемый образ жизни в дальнейшем; 7) «устойчивое развитие территории» как принцип целесообразности проведения Форума, выбора тем и форм проводимых мероприятий. Исходя из тех ценностей, которые наиболее ярко проявлялись у организаторов, каждому из них были предложены соответствующие позиции в проекте.

При анализе многих добровольческих проектов мною было замечено, что формулировке ценностей и, особенно, их обсуждению между организаторами уделяется мало внимания. Мы как бы уже «все тут замечательные и всё прекрасно понимаем». Конечно, не стоит разводить длинные морализаторские беседы на эту тему, но недооценивать образовательную силу слова единомышленника и не признать редкость в обыденной жизни подобных бесед среди своих сверстников нельзя. Вхождение в проект как организатора, так и волонтёра необходимо начинать с вопроса: «Что из ценностей проекта тебе ближе всего и почему?»

Однодневный по добровольчеству «Ценности действуют!»

(описание семинара доступно на сайте Sostudent.ru)

В первый день Форума в целях ознакомления с технологиями ценностно-ориентированного добровольчества был проведен семинар. Участники составили общий список терминальных (попросту говоря, «вечных») ценностей и распределили их в соответствии с собственными представлениями в иерархическом порядке по категориям: «смысл», «профессиональное или личностное развитие», «интересно за бонусы» и «вызывает эмоции». Данная классификация показывает, что те же самые общие для всех ценности могут иметь разную значимость для каждого в отдельности. Используя этот метод, можно определить, насколько ценности того или иного волонтёрского проекта созвучны с ценностным миром волонтёра, какую мотивационную стратегию выбрать и какую роль предложить ему в проекте (подробности можно узнать из видеозаписи второй части семинара http://sostudent.ru/?p=388).

Для ускорения работы и независимости от возможностей технического обеспечения семинара была использована рабочая тетрадь. Особенно она оказалась незаменимой для проведения теста «Какой тип добровольчества выбрать?» (можете его посмотреть http://sostudent.ru/?p=402). Удачным было решение провести обсуждение четырёх каверзных вопросов о ценности добровольчества в форме круглого стола. При обсуждении шести признаков добровольчества на первый план выступили осознанность и бескорыстие. Также в ходе семинара мы разделись на группы, которые продолжили свою работу и далее в ходе Форума (кстати, неожиданно для участников).

Проведение однодневного семинара являлось прекрасной возможностью для местного заинтересованного сообщества познакомиться с технологиями добровольчества и опытом волонтёров, приехавших из разных городов России. Для удобства сторонних участников мы объединили несколько тем добровольчества в один семинар, которые, собственно, возможно было раскрыть за несколько дней в условиях закрытого Форума. В этом году местное педагогическое и волонтёрское сообщество Слюдянского района не воспользовалось предоставленным шансом, но для самих участников Форума семинар был полезен, тем более, что академический формат в дальнейшей программе Форума не повторялся. Мы рекомендуем проводить мероприятия Форумов таким образом, чтобы к ним с наибольшей эффективностью могли присоединиться сторонние участники, приехавшие на один-два дня.

Облагораживание территории

Каждый мог найти себе работу по душе, талантам и, главное, проявить личную инициативу и ответственность. В отличие от стройотрядов, где есть четкий заказ, прораб, нормативы и пр., в добровольческих строительных работах мы исходим из возможности максимального проявления инициативы при надлежащем контроле качества исполнения работ. Можно сказать, что именно здесь проявляются подлинные добровольческие устремления участников Форума. Не всегда координатор или бригадир могут точно спланировать ход выполнения работ и дать чёткие инструкции волонтёрам, поэтому на первый план выходят аккуратность, креативность, сотрудничество, выдержка и т.п., что позволяет компенсировать недостатки квалификации бригадира или подготовки проекта. Часто именно возможность творческой самореализации или обретения новых умений привлекает волонтёров в проект. Единственное, за чем неукоснительно должны следить организаторы волонтерских действий – это соблюдение норм безопасности волонтёрами и строительных норм для безопасности будущих пользователей построенных объектов.

В таких условиях волонтерский труд становится диагностичным – он позволяет организаторам образовательных добровольческих проектов определить стороны личности волонтёра, над которыми необходимо работать. Естественно, коллектив волонтёров также делает выводы и разделяется на усердных и не очень усердных участников. Здесь необходимы вмешательство и мудрость организаторов, помогающие сохранить целостность коллектива и акцент на построении человеческих (сердечных) отношений, что первых побуждает занять педагогическую позицию, а вторым даёт шанс на развитие в коллективе с высоким уровнем добровольчества.

Утренние обсуждения актуальных вопросов добровольчества

В течение трёх дней работ по облагораживанию территории каждое утро мы обсуждали актуальные вопросы добровольчества, которые соответствовали теме дня: прогрессивный альтруизм, кодекс чести добровольца, правила проведения совместных проектов. Цель обсуждений – задать вектор разговоров и размышлений на всей день. Некоторые участники отразили это в своих ежедневных отзывах. Обсуждения проводились в форме свободной беседы, где высказать свои идеи или задать вопросы по заданной теме мог любой желающий. Возможность подвести итоги разговора также предоставлялась одному из волонтёров. В рабочих тетрадях были сформулированы дополнительные вопросы, предоставлены дополнительные материалы для беседы и оставлено место для записи собственных мыслей и выводов.

Свободное обсуждение позволяет выявить среди группы наиболее активных, заинтересованных, думающих участников Форума, в диалоге с которыми можно раскрывать темы, не терпящие назидательного тона. Кстати, один из организаторов или опытных волонтёров может играть роль оппонента, затевающего спор с ведущим и задающего «глупые вопросы». Это снимает напряжение и позволяет вновь вернуться к тем вопросам, которые ранее не были поняты. Доброжелательная атмосфера утренних обсуждений затем влияет на разговоры в течение дня, превращая обыденные и второстепенные события в образовательный процесс.

Круглые столы

В ходе Форума мы провели два круглых стола на такие темы, как «Развитие туристической привлекательности г.Слюдянка» и «Развитие добровольческого движения г.Слюдянка». Цель совместного обсуждения с местными представителями общественности, администрации и бизнеса была двойственной. С одной стороны – показать волонтёрам серьезность и смысл решаемых ими вопросов в ходе волонтёрских действий благодаря мнению со стороны. С другой стороны – вселить в местных активистов уверенность в то, что изменения возможны и посильная помощь со стороны будет оказана. В данном случае координаторы Форума выступали в качестве образца ведения подобных встреч, где важны как и сама атмосфера дружелюбия и конструктивной мечтательности, так и предметность сделанных выводов и запланированных шагов. У волонтёров была возможность проявить свои таланты в «реальном бою», но для того, чтобы всё прошло гладко, от организаторов требуется хорошее знание темы, навыки ведения переговоров и, особенно, отношение миротворцев. Также подобные встречи позволяют укрепить отношения организаторов Форума с местными представителями власти и бизнеса для дальнейших проектов уже при большей поддержке со стороны последних.

Спонтанные самостоятельные инициативы

Форум должен оставлять место для проявления собственной инициативы волонтёров, ведь они также многое умеют и хотели бы проявить себя. Конечно, организаторы должны иметь заготовки проведения вечерних программ, игр в свободное время, но необходимо к этому побудить самих участников, так как тогда ценность Форума для них возрастёт, а личностный рост будет более значительным. Можно даже сказать, что Форум перестанет быть просто организационной и педагогической работой для организаторов, а станет временем общения с единомышленниками и возможностью для собственного личностного развития, что для будущего Форума имеет огромное значение. Здесь важно пожертвовать тотальной «организованностью» всего времени Форума и вступить на зыбкую почву сотворчества и взаимной ответственности с участниками Форума. В нашем случае произошли следующие «чудеса»: проходили уроки танцев и английского языка, появилась добровольная дружина ночных сторожей, а в походной части – постоянные ответственные за помывку посуды и заготовку дров. Когда организаторы Форума что-то делают, то это воспринимается само собой разумеющимся, но постоянная инициатива простых участников вызывает бурю мыслей и чувств у всех участников. Данный педагогический «инструмент» возможно запустить среди участников, если внутри коллектива самих организаторов внимательность и забота друг о друге является естественным и искренним проявлением дружбы и солидарности ценностям общего дела (Форума, развития добровольчества и т.п.).

Культурные, спортивные мероприятия и субботники

Фото-биатлон. Проведение фотоконкурса для всех желающих позволяет привлечь к участию в мероприятиях Форума новых людей и обратить их внимание на феномен добровольчества. С другой стороны, приехавшие волонтёры через фотоконкурс получили возможность познакомиться с местной архитектурой и достопримечательностями, творчески смотря на местность через объектив фотоаппарата. Фотоконкурс или другие доступные творческие мероприятия вызывают в небольшом населенном пункте движение и разговоры, а отсроченное до торжественного закрытия Форума объявление результатов и награждение победителей привлекает на него большее количество людей. Каждое из таких мероприятий становится рекламой для следующего.

Субботники – это самый простой способ выявить среди населения заинтересованных в заботе о малой родине людей, т.е., потенциальных участников волонтёрского движения. Если на субботник не придет хотя бы один местный житель, мероприятие лишается смысла. Лучше потратить ещё усилия и найти хотя бы кого-то, по крайней мере, тех, кто находится в это время на территории субботника. Проводя субботник, важно оставить после себя какой-нибудь видимый и нужный всем объект (например, сделать лавочки). Чистоту природы люди часто воспринимают как естественный порядок вещей и не замечают, что здесь кто-то позаботился о чистоте. Но когда есть тот самый видимый объект (например, небольшой плакат с призывом к чистоте, мусорный бак, лавочка, ступеньки из камней к ручью и т.п.), то у людей появляется чувство благодарности и желание защитить это место. Так на сторону волонтёров «становится» ещё несколько человек, которые будут рассказывать друзьям о прекрасном и любимом месте отдыха, где, конечно же, мусорить уже будет не так легко.

Футбол и другие спортивные игры. Спорт – это значительная часть интересов людей, которых можно привлечь к созидательным проектам на местном уровне. Как правило, местная молодежь разделяется на «спортивные» группировки по месту жительства и обычно они держатся отдельно от взрослых спортсменов-энтузиастов. Поэтому на Форуме мы играем в спортивные игры смешанными командами. Волонтёры Форума также входят в эти команды и должны являть собой пример миротворчества. Также спортивная игра, как показывает наша практика, способна подружить местное население и волонтёров Форума и стать достаточным основанием для приглашения на проекты и трансляции идей добровольчества.

Естественно, что все мероприятия Форума должны быть организованы с учетом рабочей недели, доступности мест, интересов населения и календаря местных мероприятий. Желательно приглашать местных экспертов и, особенно, энтузиастов, тем самым отдавая им должное за их труд и укрепляя их авторитет в глазах местных жителей. Как правило, подобные встречи очень интересны приехавшим волонтёрам – они за короткое время видят «цвет» местного общества.

Восхождение в горы – естественные трудности

Мы практикуем субъектный подход в программах личностного роста, но для его подлинной реализации необходимо встать на одну позицию с волонтёрами и общаться с ними на равных. Это не означает «опуститься» на уровень начинающих волонтёров, а, наоборот, в трудных для всех условиях сохранять энтузиазм и показывать пример во всём. Не получится убедить других стать волонтёром и решать трудные проблемные общественные задачи, стоя за академической кафедрой. Иногда, занимаясь добровольчеством, человек убегает от решения собственных проблем, а найдя круг схожих по духу людей, не хочет возвращаться в своё привычное окружение родных, коллег, соседей и улучшать его. Трудные же ситуации позволяют вскрыть недостатки нашего характера и образа жизни, а в присутствии более зрелых людей найти способ их исправления. Форумы и слёты, проходящие в «тепличных» условиях, во многом лишены такой возможности. С другой стороны, искусственное создание трудностей в виде спортивных, игровых и прочих «истязаний» рождает у участников скептическое отношение к попыткам педагогического влияния, а оторванность от реальной жизни сводит на «нет» достигнутые изменения и создаёт иллюзию успешности проведения Форума у его организаторов. Походные условия, полная забота о своем существовании, пространство для ответственности самих участников и др. – все это создает условия, где вместе с участниками организаторы и педагоги волонтёрского проекта находят решение внешним и внутренним вызовам.

Образовательная программа в горах (удаленных от «цивилизации» мест)

Уникальность проведения образовательных мероприятий в горах заключается в том, что отвлекающих факторов очень мало. Возможность сосредоточиться на выполнении заданий и уединиться для размышлений позволяет глубже и честнее проработать вопросы личностного роста. Также достаточность свободного времени для неформальных бесед способствует обмену опытом. В качестве методических пособий мы используем рельеф местности, погодные условия, бытовые трудности и т.д.: все это становится иллюстрацией к темам дня и дискуссиям. При планировании очередности тем и посещений различных мест байкальской природы учитываются многие факторы: какие эмоции вызывает место, на какие мысли наводит, как обычно ведут себя люди в подобных местах и т.п. Важно соответствие тем, мест, погодных условий, состояние группы. Немного подробнее об этом расскажем ниже.

Экскурсии по уникальным местам Природы

Горное озеро Сердце является тихим местом, защищенным от резких порывов ветра. Само его название способствует выбору темы и особому отношению участников. Мы предлагаем найти «своё место» на озере, которое, как Вам кажется, предназначено именно для Вас. Если Вы собираетесь окунуться в Сердце, подумайте о тех людях, которых цените и любите. Метафоричность подачи материала является одним из основных методов субъектного подхода, где особая роль уделяется способности самого человека домыслить и наделить ценностью предлагаемое содержание. В целом, на образовательных встречах в этот день мы обсуждаем философию добровольчества, т.е. ступени личностного развития и способности выражать заботу и любовь к различным возрастным группам – объектам добровольческих проектов.

Многочисленные водопады на горных реках представляют собой экстремальную экскурсию, как в плане физического вызова, так и эстетического удивления. Чтобы путь не казался опасным, мы предлагаем случайно разбиться на пары и в течение всего похода рассказывать друг другу о себе, а вечером у костра поделиться с другими тем, кто что узнал. На фоне удивительной природы рассказ о жизни идущего рядом человека становится ещё более интересным и увлекательным и, как правило, походные трудности меркнут. День посвящён умению разрешать конфликты и бросать себе вызов. Желающие могут нырнуть в один из водопадов, а нежелающие, тем не менее, испытают гамму чувств и преодолений, стоя рядом с гигантскими камнями, у края обрыва, а также от прохлады горной воды.

Пик Черского (2 090 метров), восхождение на который совершается в один из дней, становится для многих местом расширения не только зрительного обзора, но и объявления собственной жизненной миссии после соответствующего тренинга. Пик становится апогеем всего добровольческого форума, местом, где участник планирует свой личностный рост на ближайшее будущее, определяет, чем он будет заниматься, с кем сотрудничать. Само место призывает к этому, а доброжелательная атмосфера и пример активных участников создают достаточные условия.

Интервью

В конце Форума желательно взять расширенное видео-интервью. Каждый участник может вновь вспомнить яркие эмоции, осознать принятые решения, напомнить себе об уроках для собственного личностного роста. В будущем он сможет вернуться к своим записям, увидеть самого себя и вновь зарядиться вдохновением для текущих забот добровольчества. Конечно, интересные интервью помогут найти качественных участников и для новых форумов.

Я надеюсь, что заинтересованный читатель уловил ход мыслей и мотивов организаторов Байкальского Добровольческого Форума и сможет в том же духе организовывать свои проекты. И ещё раз напоминаю, что Вы можете обратиться к нам с предложением сотрудничества и обмена опытом.

Скворцов Евгений,

координатор Байкальского Добровольческого Форума,

представитель «Федерации за всеобщий мир» на Урале.

09.10.2012

P.S.: короткая ссылка на статью http://sostudent.ru/?p=407
Евгений Скворцов

Автор статьи / источник материала:

Евгений Скворцов, количество опубликованного материала - 53

Основатель и тренер SOStudent.ru, психолог, волонтер с 1997 года, семьянин, ведущий автор концепции "Ценностно-ориентированное добровольчество", координатор Байкальского Добровольческого Форума.

Подробнее об авторе


РанееЭкспресс-тест: Мой тип добровольчества? ДалееМост мира "Европа - Азия"

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.