Мы предлагаем вам использовать наши материалы не только для личного развития, но и для проведения общественных мероприятий и коммерческой деятельности в качестве тренера.

Представляю вашему вниманию моё выступление « добровольчества» на Третьем городском форуме добровольцев «Время добра: возможности для тебя», прошедшего в г.Кирове 15 декабря 2014 г. Моё 15-ти минутное выступление на пленарном заседании – это редкий случай, когда я написал свою речь заранее. Вы можете использовать данный текст, чтобы презентовать добровольчества.

Добрый день коллеги! Более 15 лет я осознанно занимаюсь добровольческими проектами и с 2008 года я развиваю ценностно-ориентированный подход к добровольчеству. Видимо поэтому организаторы Форума предложили мне раскрыть тему «Ценности добровольчества».

В 2010 году добровольцы программы выступили с заявлением под девизом «Пробуждая добровольца в каждом!», предваряя празднования десятой годовщины года добровольцев впервые объявленного в 2001 году. За первые десять лет произошло много событий с активным участием добровольцев и накоплено много опыта, но, тем не менее, на передний план выступил вопрос о ценностях добровольчества. Так, в 2011 году был опубликован отчет о состоянии добровольчества в мире под названием «Универсальные ценности благополучия во всем мире».

Сегодня мы с вами немного затронем именно тему ценностей добровольчества, разработка которой вылилась в целое направление, которое, я надеюсь, будет вами по достоинству оценено и применяемо. В чём я готов вам помогать.

Хочу начать свою презентацию с вопроса, который каждый организатор проектов должен задать себе или тем, кто вам заказывает проведение проекта: «Почему в проекте нужны именно волонтёры? Почему бы не нанять работников, которых вы можете отобрать в зависимости от их квалификации и опыта?»

Если ответом является отсутствие денег на наём работников, то данный организатор воспринимает добровольцев как за «бесплатную рабочую силу». Конечно, на многие социальные проекты в России, как и во всем мире, не хватает денежных средств, но подобное отношение к добровольцам, даже если оно открыто не озвучивается, приводит к губительным для продвижения добровольчества последствиям. Добровольцы чувствуют, что их просто используют и, повзрослев, уходят из добровольчества. Поэтому так велика текучка кадров в добровольческой сфере и в некоммерческих организациях. Важно не количество добровольцев в проекте, а как долго они готовы посвящать себя добровольчеству. Становится ли неотъемлемой развивающей частью их жизни? Готовы ли они на протяжении нескольких лет участвовать в добровольческих проектах, закончив школу или университет, найдя работу или создав семью?

Что же ещё есть в добровольцах кроме бесплатности их труда? Добровольцы важны потому, что в них воплощены ценности на деле, в их характере и культуре общения, в отношении к деятельности и к людям. Именно за ценности, которыми обладают добровольцы, они так важны для проектов, где на первое место выступает общение с людьми, ответственное отношение к делу или даже способность пойти на риск для собственной жизни.

Давайте определим «Какие именно ценности важны?» Если мы начнем перечислять, какие ценности связанны с добровольчеством, то у нас получится внушительный список. Например: помощь другим, добро, милосердие, отзывчивость, сочувствие и т.п.

От того какие ценности лично вы поставите на первое место будут зависеть

  • стиль вашего руководства волонтерским коллективом или проектом
  • способ мотивации потенциальных волонтеров
  • темы и культура общения волонтеров между собой
  • содержание информации для общества о результатах проектов

Я проанализировал, на какие ценности делает акцент ООН в отчете за 2011 год. В порядке приоритета список будет выглядеть следующим образом: солидарность, общее благо, свобода, расширение возможностей, развитие личности, бескорыстность, справедливость, равенство, приверженность делу, обоюдность, доверие, сопричастность, социальная интеграция, удовлетворенность жизнью, гражданская ответственность.

Ввиду того, что добровольчество затрагивает слишком большое количество ценностей, – это создает трудности при их использовании. Поэтому мы перед собой поставили задачу обобщить ценности по группам, так у нас получилось четыре уровня ценностей

1-й уровень ценностей – мировоззренческий – раскрывает нам философию добровольчества. Отвечает на вопрос кем в целом является человек: эгоистом или альтруистом? Причиной проблем или их решением? Говорят, что альтруистом быть немодно и так долго не проживешь. Но эгоизм является причиной страданий, может быть главной проблемой человеческого общества. Эгоистичные родители причина брошенных и несчастных детей. Эгоистичные дети причина одинокой старости, а может быть это эгоистичный характер самих стариков. Эгоистичные правители причина бедности, голода и болезней в развивающихся странах, а в развитых – причина коррупции, экономического противостояния и даже войн.

2-й уровень ценностей – личностный – раскрывает отношение волонтёра к жизни. Как человек смотрит на обстоятельства – как их раб или как хозяин жизни? Ищем ли мы виноватых в наших бедах и в несчастии других? Проходим ли мимо мусора на улице? Отворачиваемся от бомжей и попрошаек? Или мы, имея руки, ноги и разум, способны начать изменения к лучшему уже там, где живем. Видим ли то, что лично мы можем изменить, лишь потому, что нам хочется, чтобы было лучше хотя бы для себя самого и для тех, кого мы любим?!

3-й уровень ценностей – внутригрупповой – раскрывает взаимоотношений волонтёра с потенциальными партнёрами по реализации проекта. Может быть, волонтер любит делать всё в одиночку, чтобы вся слава и признание доставались только ему? Может быть, он убежден в полной своей правоте и считает, что у него получается лучше, чем у других. Или волонтер стремится стать частью команды или создать её, чтобы быть более эффективным в улучшение общества. При этом он ежедневно преобразует свой характер, чтобы работать с ним было комфортно?

4-й уровень ценностей – межгрупповой уровень – отражает видение будущих изменений в обществе. Пессимист, утверждает, что проблемы будут всегда и, тем не менее, их надо решать. Как правило, он заявляет, что «в прошлом было лучше», «повзрослеете и вы перестанете заниматься ерундой», «главное, чтобы на душе стало легче от сделанного доброго поступка, хоть и мир от него не изменится». Оптимист стремится найти причины проблем, несмотря на медленные изменения, сохраняет надежду и передает эстафету следующему поколению волонтёров, заражая их энергией и жизнерадостностью.

Загляните в себя и честно ответьте. Кем вы себя считаете: разумным эгоистом, несчастной жертвой обстоятельств, героем-одиночкой или реалистичным пессимистом? Или оптимистом, готовым сотрудничать, брать ответственность за свою жизнь и жизнь общества, не стесняясь себя называть альтруистом? Если вы выбираете второе, то мне с вами по пути и предложенный «ценностно-ориентированный подход» к добровольчеству вам будет близок!!!

Мы объединили различные ценности добровольчества по уровням и сформулировали словосочетание, которое характеризует их более точно и ёмко.

На мировоззренческом уровне мы выделяем ценность – «жизнь на благо других», как основной ценностный вектор добровольчества. Почти в каждом определении добровольчества мы слышим это словосочетание – оно является более фундаментальным, чем бесплатность труда добровольца и его свободный выбор. Какой смысл мы вкладываем в данное словосочетание?

Что мы будет понимать под «благом для других»? Иногда это материальная помощь, иногда моральная поддержка, но важнее это помощь в развитии, чтобы человек научился самостоятельно решать свои проблемы и мог стать опорой для окружающих. Лучший способ научить других – это показать собственный пример. Значит под «благом» мы понимаем развитие себя и других. Альтруист должен непросто что-то отдавать, что у него лишнее или без чего он обойдется, а научить жить более продуктивно. В целом мы назвали данный подход «прогрессивным альтруизмом», т.е. ведущим к развитию – прогрессу – и волонтёра и благополучателя.

Тут же можно подумать, что может быть регрессивным. Он становится таковым, т.е. тормозящим развитие в случае:

  • если благополучатель становится зависимым от помощи,
  • если не видно логического окончания этой помощи,
  • если личная жизнь волонтёра ухудшается: страдает учеба, семья, друзья
  • если желание заниматься добровольчеством со временем ослабевает.

Более того альтруизм может быть и «агрессивным», когда, так сказать, волонтер начинает спасть мир, а мир этому сопротивляется. Такой псевдо-волонтёр обвиняет всех вокруг, хватается за добровольческую работу, и, как правило, не доводит её до конца, но он лично убежден, что живет на благо других.

Поэтому теперь, когда вас спросят «Почему ты волонтёр?», надеюсь, прежде всего, вы ответите, что «хотите жить на благо других», чтобы улучшить их жизнь. А на вопрос: «Как это сделать?» – вы скажете: «Стану примером!».

На личностным уровне мы объединили такие ценности, как ответственность, инициативность, осознанность, самостоятельность, свободный выбор, бескорыстие, приверженность делу, сопричастность, сочувствие и т.п. Какое понятие может вместить в себя все эти ценности? Мы называем эту ценность «отношение хозяина».

Каждый волонтёр должен стать хозяином в местном сообществе. Это значит, что он замечает то, что необходимо изменить к лучшему. Не ждет указаний сверху, а прежде берется за то, что сам лично может улучшить. Такой человек способен довести начатое дело до конца, а, значит, ему можно доверять и планировать с ним совместные дела. Поэтому известный вопрос: «Кто волонтёр?»… «Кто здесь волонтёр?» … Этот вопрос нужно переделать на более ценный, более содержательный вопрос: «Кто здесь хозяин?».

Поэтому если в вашем дворе или городе есть проблемы, то естественно возникает вопрос: «Кто здесь хозяин?». Вы должны стать не просто волонтёрами какой-то организации, какого-то мега проекта или мини проекта, а хозяевами местного сообщества, тогда вы по-настоящему станете волонтёрами, т.е. инициаторами позитивных изменений. Таких людей можно будет с уверенностью назвать гражданами и патриотами родины.

На внутригрупповом уровне ценностей, т.е. на уровне взаимодействия всех активных сил, таких как волонтёры, некоммерческие организации, администрация, ответственный бизнес, средства массовой коммуникации и т.д., мы предлагаем ценность «командная работа».

Эта ценность или принцип вмещает в себя такие ценности добровольчества как солидарность, равенство, доверие, расширение возможностей и т.п. ООН особенно подчеркивает ценность «солидарность», потому что только сообща мы можем решить проблемы человечества. Нужно стать успешным и счастливым не только самому, но сделать счастливым хотя бы одного другого человека, тогда «на земле все будут счастливы». (Ю.Никулин)

А что по поводу другой организации или проекта? Помогаете ли вы своим коллегам добиться успеха или вы конкурируете с ними в борьбе за гранты, расположение к вам администрации и бизнеса? В условиях ограниченности ресурсов как стать успешнее? Сотрудничая! Для добровольцев нет другого пути, т.к. мы прежде нацелены не на собственный успех, а на благо общества в целом.

Как эффективно сотрудничать? На этот вопрос призваны ответить различные добровольческие конференции и форумы. Пожалуйста, в ходе этого Форума найдите партнёров для вашего проекта, поймите, кому нужна ваша помощь и корректно предложите её. Хотя бы один не свой проект вам необходимо улучшить, тогда пройдет успешно и все его участники будут счастливыми. Это зависит от каждого из нас!

На межгрупповом уровне, т.е. на уровне взаимодействия с обществом – с теми, кто не вовлечен в добровольчество, мы должны выделить ту ценность, которая представит добровольчество в выгодном для всех свете, чтобы пробудить желание стать добровольцем в каждом!

Что может будить каждого человека встать на путь добровольца? Если он поймет, что на этом пути осуществится хотя бы часть его мечты, которая так же учитывает интересы других людей. Из таких частей мечты каждого можно сложить «великую мечту», которую и должно продвигать добровольчество. Можно сказать, что такой ценностью на межгрупповом уровне должна стать ценность, которую мы называем «великая мечта».

Скорее всего, это будет не очередная футболка, бесплатные билеты или даже будущий карьерный рост и тому подобное. «Великая мечта» – это:

  • цели, выходящие за рамки личного существования и придающие ему смысл;
  • видение будущих достижений, способных качественно улучшить жизнь окружающих людей;
  • идеи и проекты, способные объединить представителей разных культур, религий, национальностей и социальных слоев.

Почему здесь не указана, какая именно мечта? Я думаю, что доброволец или добровольческая группа должны определить её сами. Главный посыл этой ценности или принципа заключается в выходе за рамки интересов самого добровольца или организации. Допустим, школа берет ответственность за жизнь своего городского квартала, привлекая школьников к решению проблем местного населения, а не только школы.

Тем не менее, я осмелюсь предложить некоторое содержание данной ценности добровольчества. Я предлагаю использовать в качестве такой «великой мечты» – миротворчество, где под «миротворчеством» я понимаю:

Во-первых, достижение внешнего мира между представителями разных культур, религий, национальностей и социальных слоев. Особенно нужно отметить достижение мира в семье, т.к. именно здесь мы тренируемся понимать, принимать других и заботится о них.

Во-вторых, достижение мира внутри себя, другими словами, жизнь по совести, когда мысли, чувства, слова и поступки едины.

Таким образом, доброволец – это не бесплатный работник, а хозяин местного сообщества, и в перспективе – миротворец, а ценности (принципы) добровольчества будут выглядеть так:

  • жизнь на благо других
  • отношение хозяина
  • командная работа
  • миротворчество («великая мечта»)

Спасибо за внимание!

Слайд 01

Слайд 1 из 15

 

P.S.: короткая ссылка на статью http://sostudent.ru/?p=577
Евгений Скворцов

Автор статьи / источник материала:

Евгений Скворцов, количество опубликованного материала - 53

Основатель и тренер SOStudent.ru, психолог, волонтер с 1997 года, семьянин, ведущий автор концепции "Ценностно-ориентированное добровольчество", координатор Байкальского Добровольческого Форума.

Подробнее об авторе


РанееЭффективный альтруизм &/vs. прогрессивный альтруизм ДалееЕстественные ценности семьи и их абсолютная основа

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.