Мы предлагаем вам использовать наши материалы не только для личного развития, но и для проведения общественных мероприятий и коммерческой деятельности в качестве тренера.

Читайте предыдущую статью

Философия добровольчества

«От милостыни к взаимному развитию»

 

2.1. Конфликт интересов

В последние годы российское добровольческое сообщество столкнулось с серьезнейшим выбором стратегии развития добровольчества и его философским обоснованием.

Чтобы понять все заинтересованные стороны и сделать верные шаги, необходимо взглянуть на ситуацию с разных сторон. Перед государством стоит следующая задача – обеспечение Олимпийских игр «Сочи-2014» (и др. подобных мероприятий) волонтерским корпусом. Подобные мероприятия вызывают неподдельный интерес, значит этим можно привлечь молодежь. Если условием участия сделать осуществление предварительной волонтерской деятельности, то можно «убить двух зайцев»: провести Олимпиаду и сформировать российское добровольческое движение. Упустить такой шанс нельзя!

Чтобы учесть всех добровольцев страны необходимо их переписать, но добровольно этого никто делать не будет – «нам дела надо делать!» (скажут добровольцы) Поэтому нужна «учетная книжка» волонтера, которая суля что-то молодому человеку, автоматически побуждала бы его зарегистрироваться как действующего или потенциального добровольца. « – это стартовая площадка твоей карьеры», «волонтерский год за два трудовых», «льготное поступление в ВУЗы», «одно из условий участия в престижном проекте»… Личная книжка волонтера и регистрация на сайте «Жаба.ру» вызвали много споров. Тем не менее, эту идею будут продвигать и дальше, т.к. учет добровольцев очень важен для чиновников.

Пожары летом 2010 года поставили серьезную задачу определения юридического статуса добровольца и его законных прав и обязанностей в случае его активного участия в социально-значимых мероприятиях и особенно в чрезвычайных ситуациях. Педагогам «сверху» рекомендовано развивать добровольчество в школах, используя свои собственные скудные ресурсы. Молодежь привлекают на массовые лагерные тусовки, где одним из направлений является «добровольчество».

Волонтеры, которые давно и самостоятельно занимаются проектами и осознают ценность добровольчества, не видят ничего ценного ни в «личной книжке волонтера», ни в массовых дорогостоящих тусовках, ни в «карьерных лифтах». Но у них не хватает ресурсов и подходов, чтобы донести свою позицию до масс.

Другими словами, государственные интересы развитие массового добровольчества в короткие сроки и частные интересы в сохранение подлинного добровольчества противоречат друг другу. Чтобы решить данный конфликт интересов нам необходимо обосновать все подходы и взять их сильные стороны, приведя к гармоничному и эффективному взаимодействию государство и существующих волонтеров. И для начала необходимо понять, что человека побуждает совершать добрые поступки.

 

2.2. Побуждение к добру

«Откуда возникает этот порыв сделать доброе дело?» – задается вопросом Станислав Дворко в статье «Философия добровольчества» [6] и даёт простую схему для анализа этого явления.

  • Эмоции. «Если мы в большей степени наделены чувствительностью и готовностью к сопереживанию, то нам достаточно распознания страданий человека, и мы всецело готовы уделить ему минуту своего сочувствующего внимания или подать милостыню».
  • Разум. «Если мы материальны, то все наши заботы направлены на логику нашей выгоды, и мы всецело готовы поддержать близкие нам добровольческие, но все же коммерческие инициативы».
  • Вера. «Если наше кредо – это духовность, то мы всецело готовы поддержать трансцендентные (выходящие за рамки личных интересов) инициативы развития общества и каждой отдельной личности и даже без промедления пойдем на жертву ради всеобщего Блага, защиты Истины и Веры».

Это означает, что невозможно рассматривать добровольчество однобоко, выбрав только то, что ближе мне самому или наиболее популярно в обществе. В одном человеке одновременно уживаются и эмоции, и разум, и вера. Так и в обществе у каждого подхода к добровольчеству должны быть своя область применения и специфическая функция.

Необходимо отметить, что в ходе развития (взросления) человека определенная психическая функция (эмоции, мышление, воля) является наиболее развивающейся, что определяет его мироощущение и способ поведения. Возможно, поэтому интерес к одному виду добровольчества снижается и появляется потребность в новом. Если не окажется достойного предложения, то человек перестанет заниматься добровольчеством. Кто-то при этом разочаровывается и решает, что он вырос из «добровольческого ребяческого возраста» и теперь занимается более важными, взрослыми проблемами.

Организаторам добровольческих действий необходимо уметь не только диагностировать вид побуждения к добровольчеству привлеченных добровольцев, но и суметь организовать свою деятельность так, чтобы бы в ней нашлось место каждому. Если это не под силу одной организации, то необходимо кооперация усилий. Ведь, каждый из нас силен в определенных областях добровольчества, а не сразу во всех.

Давайте рассмотрим, какие формы принимает добровольчество в зависимости от восприятия самого себя, мироощущения и побуждений к доброму поступку.

 

2.3. Восприятие добровольчества

Распространенным мнением является восприятия добровольчества как «благотворительности», т.е. когда одна сторона обретает, а другая «теряет», отдаёт. Чаще всего это материальная помощь нуждающимся. Основывается данный подход на вызванном сочувствии у потенциального благотворителя при предъявлении ему эмоционально окрашенной информации: фотографий детей, интервью родителей больных детей и т.п.

Сильная сторона «эмоционального добровольчества» в том, что оно затрагивает лучшие струны души человека, побуждает его к жертвенности и личному благому действию. Этот вид добровольчества доступен каждому человеку независимо от социального положения, достатка, возраста, не требует профессиональной подготовки, тем самым оно способно объединить разных людей в совместной деятельности.

Слабая сторона деятельности, основанной в основном на эмоциях в том, что мотивация к ней проходит вместе с эмоциями. Доброволец может даже эмоционально «сгореть», осознавая нерешаемость «вечных» проблем и не в силах преодолеть безразличие окружающих. Один-два раза молодёжь можно побудить к жертвенности ради нуждающихся, но сделать это частью своего образа жизни практически невозможно. Поэтому в этом виде добровольчества велика «текучка» молодых добровольческих кадров.

 

«Отдавая другим, ты обретаешь сам!» – таков рекламный девиз всё нарастающего в России «разумно-эгоистического» добровольчества. Здесь во главу угла поставлено портфолио молодого современного человека, а значит, доброволец за счет добровольчества должен обретать профессиональные навыки, расширять социальные связи и эти достижения обязательно должны быть как-то зафиксированы (точно нужна какая-то книжка, и не простая, а официальная!), что даст молодому человеку право на различные бонусы.

Несомненно, такой подход привлечет в добровольчество массу молодёжи, стремящейся построить свою карьеру, подготовиться к будущему, на какое-то время отвлечёт от пагубного нездорового образа жизни. За счет такой массы молодой энергии можно осуществить грандиозные национальные проекты.

Человек, ориентированный на обретения чего-то для себя, уйдет из добровольчества, как только получит то, что хотел. И тогда не минуем крах многих благотворительных фондов и общественных организаций, а с ними и разочарование тысяч их подопечных. Данный подход временно применим в основном для молодёжи и укрепляет у неё и без того эгоистическую направленность интересов.

 

Если нами движет вера в некие идеалы, в Бога или религия, то добровольчество может быть воспринято как «практика духовного пути». Мотивация к добровольчеству рождается из предписаний вероучения, наставлений гуру или в стремлении к собственному просветлению и спасению души.

Преимущества этого подхода в том, что ставится акцент на внутренней составляющей добровольчества, на личностном росте добровольца, на усвоение нравственных ценностей. Высокий уровень осознанности добровольческой деятельности ведет к признанию сделать её частью своей повседневной жизни. Здесь добровольчество в большей мере раскрывается в своей воспитательной функции.

Ограничения «духовного» добровольчества в том, что оно регламентировано вероучением, традициями или мнением духовного наставника. Применить его можно для специфичной аудитории, которая уже сделала свой духовный выбор, а значит подходит к более взрослой части населения, способной делать свой осознанный выбор. При мотивации добровольцев используется специфичные понятия для конкретной духовной группы, которые теряют своё мотивирующее влияние для других людей. В связи с этим остро встает вопрос о сотрудничестве при разных идеологических платформах. Добровольчество лишается своей перспективной миротворческой стороны.

 

Во всех указанных выше и условно разделенных видах добровольчества благополучатель рассматривается как средство для достижения эмоционального катарсиса, или разумно-эгоистичных целей, или духовного роста, при этом он обретает некое благо – милостыню, оставаясь в позиции получателя, а не партнера. Несомненно, некая взаимная выгода здесь присутствует, что будет способствовать сохранению в нашем обществе данных видов добровольчества. Но для кардинального решения социальных проблем и искоренения напряженности между социальными слоями необходимо больше сотрудничества и партнерства. Другими словами, благополучатель должен стать партнером и отчасти сам благотворителем. Конечно, в случае больного ребенка, которому требуется срочная операция, ждать и тем более требовать от него что-то невозможно и даже кощунственно. Но известно немало фактов, когда именно дети, оказавшиеся в сложных обстоятельствах, своим отношением к жизни смогли побудить многих взрослых изменить свой взгляд на жизнь. Разглядеть, осознать и акцентировать взаимное развитие является основной задачей ценностно-ориентированного подхода в добровольчестве.

Все эти виды добровольчества имеют право на существование, т.к. являются логичным и естественным продолжением друг друга в ходе личностного развития человека. Нельзя разделить эмоции, разум, веру в одном человеке. Но возможно ли объединить сильные стороны различных взглядов? Сделать это в рамках одного из них вряд ли получиться, необходимо выйти на более высокий уровень осознания явления добровольчества. Прежде чем, мы попытаемся это сделать, давайте рассмотрим фундаментальные понятия, которые влияют на понимание сути добровольчества – эгоизм и альтруизм.

 

2.4. Альтруизм и эгоизм

Рассматривая понятие «добровольчество», мы обязательно затронем понятие «альтруизма», а с ним и «эгоизма».

Альтруизм (лат. аlter — «другой») – нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (способность приносить свою выгоду в жертву ради общего блага). «Живи на благо других!».

Эгоизм (от лат. ego — «я») – поведение, определяемое собственной пользой, предпочтение своих интересов интересам других. Эгоист принимает возможным удовлетворение своих личных потребностей и интересов за счет интересов других людей. «Живи для себя за счет других!».

«Жизнь на благо других» многими воспринимается как «отдать последнее и самому остаться ни с чем», т.е. предполагается жесткая формулировка. В тоже время, говоря об эгоизме, обыватель подчеркивает мягкую формулировку, что, мол, каждый из нас эгоист, так как имеет собственные интересы, отличающиеся от общественных.

Заметим, что альтруизм и эгоизм могут иметь одну направленность – сделать человека более счастливым, удовлетворить его некие интересы, только путь для этого избирается разный. Альтруизм и эгоизм противоположны друг другу в том, что интересы других людей для первого цель, а для второго средство.

«Жизнь за счет других» – то, за что критикуется эгоизм, не всегда является злом. Например, младенец живет за счет матери, а старики за счет взрослых детей. Важно, что при этом одни добровольно отдают, а другие с благодарностью принимают. С другой стороны «жизнь на благо других» может стать злом, если это благо предъявляется другим бездумно и чрезмерно, ведя к зависимости или деградации получающей стороны, или постепенно разрушает жизнь самого альтруиста, принося боль и страдания тем, кто его любит и ценит.

«Жизнь за счет других» не равно «жизнь в ущерб другим»! Аналогично, «жизнь на благо других» не равно «жизнь в ущерб себе»! Можно даже утверждать, что в человека одновременно уживается эгоизм и альтруизм. Как окружение воспринимает человека и как он сам себя воспринимает, зависит от соотношения эгоизма и альтруизма в его поведении и мотивации. В этой связи представляется интересным проследить динамику перехода от эгоизма к альтруизму (или наоборот) в жизни человека.

Но прежде, чем мы на одном графике соединим различные виды альтруизма и эгоизма, предлагаем вам ответить на несколько вопросов для самоанализа.

Домашнее задание: ответьте на вопросы как можно искренне, делая письменные заметки.

  1. Насколько процентов Вы себя ощущаете альтруистом?
  2. Как Вы думаете, Ваше ближнее окружение считает Вас альтруистом?
  3. Вы откликаетесь на все просьбы о помощи из Вашего окружения?
  4. Зависит или Ваше существование (финансовое, душевное и пр.) от других людей?
  5. Вы занимаетесь добровольчеством за счёт своего свободного времени, которое раньше тратили на что-то полезное для Вас?
  6. Вы стали хуже учиться или меньше профессионально расти (меньше читаете проф.литературу, посещаете конференции и прочее), когда стали добровольцем?
  7. Вы сразу реагируете на предложения добровольческого или благотворительного участия или склонны выбирать то, что Вам по душе?
  8. Вас поощряет администрация учебного заведения или руководство фирмы за добровольчество?
  9. Появились ли у Вас новые полезные связи, перспективы профессионального роста, ранее недоступные знания и т.п. благодаря добровольчеству?
  10. Добровольчество способствовало повышению Вашей личной эффективности: Вы начали изучать технологии управления временем, скорочтения и прочее?
  11. Уменьшает ли Ваше добровольчество время, проводимое с семьёй, друзьями, приятелями?
  12. В ваших добровольческих проектах участвуют члены Вашей семьи и близкие друзья?
  13. Если у Вас появились друзья среди добровольцев, то они вошли в круг Ваших прежних друзей или Вы с ними общаетесь отдельно?
  14. Ваше близкое окружение поддерживает Вас финансово, чтобы Вы могли принять участие в каких-либо серьезных затратных добровольческих проектах с выездом в другие регионы или страны, с необходимостью покупать снаряжения и т.п.?
  15. Благодаря добровольчеству Вы чувствуете, что Ваша жизнь обрела больше смысла?
  16. Видите ли Вы перспективы повышения Вашей полезности для общества через добровольчество?
  17. Готовы ли Вы самостоятельно проводить добровольческие проекты или Вам нужна помощь в их организации?
  18. Если бы у Вас лично было бы больше ресурсов, то Ваше добровольческое участие стало бы более существенным или Вы бы занялись чем-то ещё полезным для Вас (путешествия, спорт, новые хобби и т.п.)?
  19. Как бы Вы отнеслись к тому, что Ваш лучший друг или член семьи в ущерб своей карьере решил бы заниматься добровольческими проектами на постоянной основе?
  20. Сколько процентов в Вас ещё присутствует эгоизм?

Если вы достаточно правдиво ответили на вышеуказанные вопросы, то вам будет более понятна логика нашего дальнейшего изучения вопроса соотношения альтруизма и эгоизма в добровольчестве.

Читайте далее.
Напоминаю: копирование и размещение частей данного текста возможно только при указании активной, прямой ссылки на данную статью!

P.S.: короткая ссылка на статью http://sostudent.ru/?p=509
Евгений Скворцов

Автор статьи / источник материала:

Евгений Скворцов, количество опубликованного материала - 53

Основатель и тренер SOStudent.ru, психолог, волонтер с 1997 года, семьянин, ведущий автор концепции "Ценностно-ориентированное добровольчество", координатор Байкальского Добровольческого Форума.

Подробнее об авторе


РанееЦенность добровольчества (волонтерства) 2 часть ДалееФилософия добровольчества (волонтерства) 2 часть

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.