Мы предлагаем вам использовать наши материалы не только для личного развития, но и для проведения общественных мероприятий и коммерческой деятельности в качестве тренера.

Тест: ваш стиль воспитания (по Готтману)Для начала пройдите тест. Всего 81 вопрос. Подробности читайте в книге «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей» (Д. Деклер, Д. Готтман.), а краткое описание стилей воспитания ниже. Ответы будут храниться здесь под вашим условным именем, к которым вы всегда можете вернуться для самоанализа.

Отвергающий родитель

  • считает чувства ребенка неважными и несущественными
  • не интересуется или игнорирует чувства ребенка
  • хочет, чтобы отрицательные эмоции ребенка быстро прошли
  • для прекращения эмоции часто использует отвлечение
  • может высмеять или не придать значения эмоции ребенка
  • считает детские чувства иррациональными, поэтому с ними не считается
  • проявляет мало интереса к тому, что ребенок пытается ему сказать
  • мало знает о своих и чужих эмоциях
  • чувствует себя неуютно, боится, испытывает беспокойство, раздражение, боль, когда
  • ребенок выражает сильные эмоции
  • боится выпустить эмоции из-под контроля
  • больше интересуется, как справиться с эмоцией, чем смыслом самой эмоции
  • считает отрицательные эмоции вредными
  • считает, что концентрация на отрицательных эмоциях еще больше усугубляет ситуацию
  • не знает, что делать с эмоциями ребенка
  • видит в эмоциях ребенка требование все исправить
  • считает, что негативные эмоции свидетельствуют о плохой приспособленности ребенка
  • считает, что негативные эмоции ребенка плохо влияют на его родителей
  • минимизирует чувства ребенка, преуменьшая события, которые вызвали эмоцию
  • не решает с ребенком проблемы; считает, что со временем они сами разрешатся

Влияние этого стиля на детей: дети узнают, что их чувства неправильные, неуместные и безосновательные. Они могут решить, что у них есть какой-то врожденный недостаток, который не позволяет им правильно чувствовать. Им может быть трудно регулировать свои эмоции.

Неодобряющий родитель

Поведение родителей этого типа во многом сходно с отвергающим, но они относятся к эмоциям еще более негативно.

  • судит и критикует эмоциональные выражения ребенка
  • совершенно уверен в необходимости введения границ для своих детей
  • подчеркивает соответствие стандартам хорошего поведения
  • делает выговоры, проявляет строгость и наказывает ребенка за выражение эмоций вне зависимости от того, как тот себя при этом ведет
  • считает, что выражение отрицательных эмоций должно быть ограничено по времени
  • считает, что отрицательные эмоции должны контролироваться
  • считает, что отрицательные эмоции свидетельствуют о плохом характере
  • считает, что ребенок использует отрицательные эмоции, чтобы манипулировать родителями; то есть речь идет о борьбе за власть
  • считает, что эмоции делают людей слабыми; чтобы выжить, дети должны быть эмоционально холодными
  • считает отрицательные эмоции непродуктивными, пустой тратой времени
  • считает, что отрицательными эмоциями (особенно печалью) не следует разбрасываться
  • озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших

Влияние этого стиля на детей: такое же, как при отвергающем стиле.

Невмешивающийся родитель

  • свободно принимает все эмоциональные выражения ребенка
  • предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные чувства
  • мало рассказывает, как нужно себя вести
  • не помогает ребенку справиться с эмоциями
  • все разрешает; не устанавливает ограничений
  • не помогает детям решать проблемы
  • не учит детей способам решения проблем
  • считает, что с отрицательными эмоциями ничего нельзя сделать, кроме как пережить
  • считает, что управление негативными эмоциями построено по законам физики; высвободите эмоции – и работа сделана

Влияние этого стиля на детей: дети не учатся регулировать свои эмоции; у них есть проблемы с концентрацией внимания, завязыванием дружеских отношений, и они хуже ладят с другими детьми.

Эмоциональный воспитатель

  • расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения
  • легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не раздражают
  • осознает и ценит собственные эмоции
  • считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия
  • чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются
  • не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать
  • уважает эмоции ребенка
  • не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка
  • не говорит, как ребенок должен себя чувствовать
  • не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все проблемы
  • использует эмоциональные моменты, чтобы:
  • выслушать ребенка
  • посочувствовать и успокоить его словами и лаской
  • помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает
  • предложить варианты урегулирования эмоций
  • установить границы и научить приемлемому выражению эмоций
  • выработать навыки решения проблем

Влияние этого стиля на детей: дети учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.

P.S.: короткая ссылка на статью http://sostudent.ru/?p=586
Евгений Скворцов

Автор статьи / источник материала:

Евгений Скворцов, количество опубликованного материала - 53

Основатель и тренер SOStudent.ru, психолог, волонтер с 1997 года, семьянин, ведущий автор концепции "Ценностно-ориентированное добровольчество", координатор Байкальского Добровольческого Форума.

Подробнее об авторе


РанееЕстественные ценности семьи и их абсолютная основа ДалееОпределение добровольчества (волонтерства) 1 часть

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.