Мы предлагаем вам использовать наши материалы не только для личного развития, но и для проведения общественных мероприятий и коммерческой деятельности в качестве тренера.

«Первое правило отличника»
или
Как эффективно учиться и сдавать сессию на “отлично”?

Как сдать сессию только на 5-ки? Как построить гармоничные отношения с преподавателями? Как разобраться в сложном материале? Как эффективно запомнить материал? Как справиться с волнением перед экзаменом? Как распределить время на подготовку к экзамену? Как внеучебная деятельность может эффективно влиять на обучение?

Прежде чем на эти вопросы вы будете искать ответы ниже в тексте, я надеюсь, вы прочитали первую часть  презентации, раскрывающую смысл  учёбы в ВУЗе.

автор – Евгений Скворцов

Часть вторая

А теперь поговорим об успешной сдачи сессии. Я бы сравнил сессию с войной. Это – война с самим собой, с неграмотностью, ленью и многим другим. Победа зависит от того, насколько вы продумаете каждый свой шаг и будете придерживаться намеченного плана. Можно выделить четыре уровня: стратегия, тактика, действия и способ.

Интеллектуальное измерение

Важно понимать, что наши ресурсы не безграничны, поэтому необходимо распределять время и силы. Что необходимо учесть при планировании сессии? Нам необходимы мудрая стратегия, хитрая тактика, проверенные способы и ежедневные действия.

Мудрая стратегия планирования сессии

Во-первых, необходима заблаговременная подготовка. Обычно за две недели я уже серьезно начинал думать о сессии. О чем важно подумать? На войне вам необходимо заранее подготовить все необходимые укрепления, проверить боеспособность и комплектацию военного снаряжения, заготовить боеприпасы, разведать замыслы противника и т.п.

Просмотрите, все ли конспекты у вас есть, а также учебники, справочная литература. Морально настройтесь на другой режим работы, нежели во время семестра. Настройтесь как олимпийский чемпион перед решающим забегом. Даже если вы хорошо учились в течение семестра, но расслабитесь во время сессии, вы проиграете. Проанализируйте, что может вам помешать во время сессии. Найдите союзников, с кем вы вместе будете готовиться к экзаменам. Обновите свои взаимоотношения с преподавателями.

Во-вторых, оцените последовательность экзаменов и их сложность. Важно начать сессию с победы, т.е. первый экзамен надо сдать на «5».

Рассмотрим две ситуации:
1. Если первый экзамен легкий, то учить надо второй. Нужно оценить, сколько времени потребуется на первый экзамен и, зарезервировав это время перед экзаменом, начать учить второй. Сдав первый, вам останется немного подготовиться, и вы сдадите второй. Так вы с ходу займете две вершины – две высоты, а с них вести наступление будет уже легче. Третий экзамен вы возьмете по инерции, т.к. под вдохновением от побед вам будет учить легко.

Обычно студенты учат всё последовательно, считая, что так будет больше порядка в голове. Это – ошибка. Они тратят время впустую, ожидая первый экзамен, или тратят много сил, уча его на «отлично». Затем им надо немного отдохнуть и, как правило, им не хватает 3-4 дня, чтобы подготовиться к следующему экзамену.

2. Если первый экзамен – самый сложный, а второй – простой, то нужно учить, естественно, первый. Это – решающее сражение! Если вы его выиграете, победа будет за вами.

В-третьих, необходимо учесть требования преподавателей. Что они ожидают от вас услышать? Помните, у вас ограниченные способности. ВСЁ выучить наизусть невозможно, да и многим преподавателям это и не нужно. Важно разобраться, кому что. Насколько вы знаете преподавателей?

Я выделил 4 категории преподавателей:

1) Грубо будет сказано, но точно: первый тип – «бюрократ». Сдавать ему легко при следующих условиях: вы посещали все занятия; у вас есть все конспекты, написанные вашим почерком; и, самое главное, у вас – хорошая зачетка. Рассмотрев вашу зачетку, такой преподаватель уже заранее определяет оценку, выше которой он вам не поставит. Но чудеса возможны. Если экзамен у такого преподавателя первый в вашей сессии, а ваша зачетка еще не блещет “пятёрками”, то вам придется постараться. А в случае, если он последний в сессии и у вас 5-ки, то проблем нет. А если не 5-ки, то нет … надежды – ваша оценка будет средне арифметическим от предыдущих оценок. Но чудеса возможны.

2) Второй тип – «разговорчивый аспирант». Он любит поговорить «за жизнь» и умело оперирует терминами своей научной дисциплины. На что вам направить усилия? Хорошо выучить термины и прийти в хорошем настроении на экзамен. Можете еще до экзамена поймать его в коридоре и перекинуться несколькими фразами на отвлеченные темы. Он понимает, что в институте не вкладывают готовые знания в светлые умы студентов, а учат пользоваться литературой и др., чтобы добывать необходимые знания в соответствии с производственной задачей. Поэтому, если вы покажете достаточную осведомленность о предмете, этого будет достаточно.

3) Самый сложный тип – «старый профессор». Он знает ВСЁ! В его случае это возможно. Как правило, эти преподаватели дают свои лекции на протяжении нескольких лет «буква в букву», при этом не используют вспомогательные конспекты. Они и от студентов требуют того же. Хорошая память – залог успеха в этом случае. Они требуют от студентов всё знать наизусть, потому что они дают не просто информацию для размышления как предыдущий тип преподавателей, а готовые инструкции и очень много теории. Просто выучите всё как можно лучше. Учите по конспектам. Этот преподаватель желает услышать то, что сам говорил. Как правило, это хорошо переработанный и лаконичный материал.

4) Четвертый тип – «классный специалист». Если вы сдаёте ему экзамен, вам повезло – у вас будут живые знания. Он знает, как применить на практике свои знания и может этому научить. Поэтому он требует не то, чтобы вы выучили всё наизусть, а чтобы разбирались и понимали смысл и видели применение на практике своих знаний. Этого преподавателя слушать всегда интересно, если, конечно, вам интересен сам предмет. Если вы приведете примеры из дополнительной литературы, выскажете свою точку зрения и покажете неподдельный интерес к изучаемой теме, то … знайте – у вас появился хороший наставник. Он не запрещает пользоваться литературой и конспектами, потому что всё равно задает много вопросов на понимание. Если вы учите, и вдруг встретилось что-то непонятное, то лучше разберитесь, а потом учите дальше. Непонятным образом эти преподаватели сразу своим вопросом натыкаются на белые пятна в знаниях студентов. Не учите всё наизусть, просто разберитесь – поймите материал.

Соотносите временные и интеллектуальные затраты в зависимости от требований преподавателей. Но и не ограничиваетесь только желанием получить отличную оценку.

В-четвертых, если не успели выучить и еще что-то стряслось с миром, то всегда есть возможность пересдать экзамен.
Лучше не пересдавать первому типу преподавателей. Выше 4-ки не поставит. А ко всем остальным идите смело. Пересдача – это не позор. Отступите, наберитесь сил и вперед! Я здесь, конечно, не говорю о пересдачи с «неуда» на «уд». Учиться надо на «отлично»!

Однажды я даже ушел с первого, самого сложного экзамена от «старого профессора», поняв, что не смогу сдать на «отлично». Естественно, мне в ведомость поставили «неуд», но зато зачетка была чиста. Следующий экзамен я сдавал «бюрократу» и если бы у меня стояла 3 или 4, то мне бы пришлось пересдавать два экзамена. Я ушел с экзамена с решимостью получить только «отлично». Готовился я к этому экзамену вперемешку с другими экзаменами и, добился своего. Я думаю, что этот профессор впервые исправил «неуд» на «отлично». О, как он так долго смотрел мне в глаза прежде, чем поставил оценку в зачетку.

Тактика подготовки к одному экзамену

Как учиться на отлично - тактика подготовки к экзаменуРаспространенная ошибка студентов: есть 4 дня на подготовку, они разбивают материал на 4 части. Первое забывается к четвертому дню и в последний день (и ночь) приходится учить всё заново. Прежде оцените, сколько времени вам нужно для подготовки на один экзамен. Затем разбейте это время согласно следующим рекомендациям: 10% – обзор материала, 30% – изучение отдельных частей, 60% – повторение и «связывание» материала.

Например, если у вас есть 4 дня на подготовку:
1) обзор до обеда 1-го дня
2) изучение после обеда 1-го дня и 2-й день
3) повторение 3-й и 4-й день

Обзор материала. Обычно студенты этому не уделяют время. «Мне учить надо!» Здесь важно понять логику и структуру всего материала: что за чем и почему. Если хотите понять материал, а не просто заучить наизусть, то выделите на обзор время.

1. Посмотрите, всё ли у вас есть.
2. Разбейте материал на тематические части.
3. Решите сколько времени нужно на каждую часть.
4. Какой способ изучения наиболее подойдет для каждой части; что нужно выучить наизусть, а в чем просто разобраться.
5. Выпишите термины и формулы отдельно.
6. Составьте схему структуры изучаемого материала.

Подготовка к экзамену сродни строительству дома. В начале нужен план, разметка территории и затем закладка фундамента – эти функции и исполняет обзор материала

Изучение. Придерживайтесь плана. Всё сразу не запомните. Если вы разбили материал на три части – на каждую по полдня (см. пример выше), то даже если вам кажется, что вы не выучили первую часть, переходите ко второй части на следующий день. Думайте так: «У меня только два дня до экзамена», – т.е., как бы забудьте, что у вас есть еще дни для повторения (о способах изучения см. ниже).

На фундаменте мы строим стены и перекрытия. Отстраиваем каждый этаж, каждую комнату. Но пока они не связаны между собой. Так примерно и выглядят знания обычного студента – они изолированы друг от друга. На экзамене студенту кое-как удается попасть в одну из комнат своей памяти, а в соседнюю – входа нет. Студент сидит и мучается. Не может ответить на дополнительный вопрос, особенно, если это связано с анализом всего материала и конкретного ответа на лекциях не было дано.

Повторение. Сколько бы вы раз не повторили – хуже не будет. Чем больше, тем лучше, но для запоминания требуется время. Психологи говорят, что если механически запоминать материал (т.е., не понимая сути), то через день будете помнить примерно 30 %. А если понять материал, то через 2-3 дня воспроизведение будет даже лучше в сравнение с воспроизведением сразу после заучивания. Объясняется это тем, что понятый материал постепенно связывается между собой, укладывается в памяти.

Повторение позволяет в хранилище вашей памяти установить коммуникации – лестницы, двери, окна. Сделать вашу память максимально открытой и доступной.

Расписание на каждый день

Утром не начинайте учить, не повторив предыдущий материал. Но не торопитесь сразу открыть конспект. Возьмите чистый лист бумаги и постарайтесь вспомнить всё, что сможете. Не подглядывайте! Исправьте неточности и допишите недостающее красной пастой – станьте на время учителем для самого себя. Отметьте те места, которые вам было труднее всего вспомнить. Посмотрите на то, что у вас получилось. Подумайте, почему именно так. Быстро пробегитесь по материалу, который изучали вчера. Затем переходите к повторению материала, который изучали еще раньше и повторите процедуру с листом бумаги и красной ручкой. Возьмите за привычку делать это перед завтраком.

Пока завтракаете, можете в уме вспоминать те, части материала, которые вспомнить было труднее всего. Такой способ позволяет экономить время на повторение и направить основные усилия на слабые места.

Схема памяти такова, что мы помним только то, что имеет смысл для нашей жизни, эмоционально окрашено, взято из жизненного опыта.

Учите разделы, которые связаны между собой одной темой, тогда в вашем хранилище памяти они будут рядом.

Изучайте материал маленьким, законченными по смыслу порциями. Почему?

1) Ваше внимание может быть сфокусировано только на одном объекте – это оперативная память.
2) В кратковременной памяти может находиться примерно 7+2 объектов. Это то, что вы можете вспомнить сразу после заучивания.
3) В вашей долговременной памяти может храниться бесконечно много объектов. Ей мы и пользуемся на экзаменах. Но есть две проблемы: как туда поместить материал, а, затем, как его оттуда извлечь в нужной форме и нужный момент.

Не сидите целый день за учебниками и конспектами. Если из кратковременной памяти информация не поступила в долговременную память, то она просто стирается. Нашему сознанию необходимо время, чтобы осмыслить прочитанное. В конце концов, сидя целый день за конспектами, вам просто это наскучит и на таком фоне запишутся в память все ваши знания. Как только изучили достаточное количество материала, лучше всего заняться чем-нибудь другим: помочь по дому, пообщаться с друзьями, сделать что-то полезное для других. Лучше всего потратить время на то, что ценнее учебы. Тогда вы будете чувствовать, что день прожит на самом деле не зря.

Еще раз повторите вечером то, что учили днем, повторив процедуру с листом бумаги и красной ручкой. А перед тем, как лечь спать, настройтесь на продуктивную работу вашего подсознания ночью. Скажите себе: «Я посетил все занятия, я написал все конспекты, я изучал материал, по крайней мере, я со ВСЕМ познакомился. Всё это где-то в моём подсознании, я обладаю всем материалом. Пусть же ночью моё подсознание разложит всё по полочкам, чтобы, когда мне нужно, я мог вспомнить всё на экзамене!» Закройте глаза и представьте, что вы заходите в экзаменационную аудиторию с улыбкой (потому, что вы всё знаете), берете билет с улыбкой, быстро отвечаете на вопросы и подходите к преподавателю с улыбкой и …. Вы уверены! Потому что вы приложили достаточно усилий, чтобы получить отличную оценку.

Эффективные способы запоминания

Какой из способов избрать для эффективного запоминания? Вам могут сказать: «тот, который тебе больше всего нравится или подходит к твоему складу ума». Если вы последуете такому совету, то в своём развитии будете топтаться на месте. Способ нужно выбирать наилучший. Как правило, он требует большего приложения усилий, но в перспективе он как раз самый экономичный из всех способов. Способ изучения материала нужно выбрать такой, который позволит вам развить в себе гораздо больше способностей и будет иметь гораздо больший смысл, чем просто заучивание материала.

Мы уже говорили, что учить других – это лучший способ самому разобраться в изучаемом материале. Но такой способ не позволяет вам выйти за пределы «учебной аудитории», а потому и не даст вам «живых» знаний, которые вы сможете применять на практике. Также ваша будущая профессиональная деятельность будет включать не только узкие специальные умения, но будет требовать от вас умения общаться, умения работать в команде, планировать и действовать согласно плану и многое другое. Вы еще не профессионал и поэтому вас могут не взять на работу. Где вы можете обрести весь необходимый опыт, и при этом от вас не будут требовать стажа работы? Вы можете применить свои знания в общественной сфере, будь то профком, общественная организации и т.п. Как бы вы мало не знали, вы можете начать. Всё равно когда-нибудь надо будет начинать! Чем раньше начнете, тем будет больше опыта.

Вышесказанное будет иметь успех, если вы овладеете всеми указанными способами. Начните с того, чтобы просто самому на занятиях конспектировать то, что дает вам преподаватель. При изучении материала пользуйтесь схемами и рисунками. Придумайте их сами, если их нет в учебной литературе. Чем более творчески вы к этому подойдете, тем лучше запомните. Даже если не успеете повторить материал еще один раз, но сами проанализируете материал и нарисуете схемы, то запомните лучше. То, что сделано вами самими, запоминается надолго.

Запоминается также то, что вам интересно. Нужно вызвать интерес у себя! Как? Можете задать себе вопрос: почему материал дается в таком порядке, с такой логикой? Можно ли по-другому объяснить или найти другие взаимосвязи? Если вы начнете находить ответы на свои вопросы, то интерес появится. Это – интерес исследователя! Таким образом, вы станете соавторами наряду с известными учеными, а изучаемый материал станет вашим произведением, вашим детищем. А кто сможет лучше всех объяснить какую-либо теорию, нежели сам автор?!

Создайте эмоционально запоминающуюся обстановку. Я, например, изучал материал под динамичную, бодрящую музыку. Наше подсознание запоминает информацию одним единым целым, и, вспоминая что-либо из этого, мы вспоминаем всё.

Существует много различной литературы на данную тему, которая откроет вам много интересных способов. Но еще раз хочу напомнить, что знания, которые исходят из жизненного опыта – лучше всего!

Таким образом, интеллектуальное измерение – это стратегическое мышление и яркие знания!

Социальное измерение

Учеба или сессия – это, прежде всего, взаимодействие. Можно выделить две стороны взаимодействия: субъект и объект. Кто субъект? Преподаватель. Как субъект он определяет правила взаимодействия. Нарушая их, мы показываем своё неуважение, тем самым мы оказываемся вне правил, вне закона. В этом случае надеется на справедливость и законность не стоит. Кстати, шпаргалки – это нарушение правил.

У цели есть две стороны. Первая направлена на интересы другого, на отдавание – общественная цель, а вторая – на обретение чего-либо, на свои интересы. Это – индивидуальная цель. Без первого эффективное взаимодействие невозможно.

Результатом эффективного взаимодействия можно назвать радость и пользу для обеих сторон. Как студент может достичь такого результата? Вы не сможете принести какую-то существенную пользу опытному преподавателю. Но принести радость возможно. Как?

Открою вам секрет – в вертикальных отношениях (учитель/ученик, родитель/ребенок, руководитель/подчиненный) радость возникает на основе сходства, когда в своём объекте субъект видит отражение самого себя. Но это не внешнее сходство. Вы любите и цените что-то одно. Если ваше отношение к важным вещам схоже, то вы понимаете друг друга с полуслова, а на экзамене это важно, чтобы не было нежелательных уточняющих и дополнительных вопросов.

Как вы можете быть похожими на преподавателя?

Обстановка. Вам важен процесс образования? Значит, важно подготовить условия для этого. Удобно ли преподавателю в аудитории? Что ему необходимо, чтобы процесс передачи знаний шел без сбоев, без помех? Если преподаватель видит, что все приготовлено, то, наверно, он подумает, что вам нужны его знания и опыт.

Внешний вид. Если вы ждете кого-то в гости: все приготовили, надели праздничные одежды и т.д., а к вам в дом завалится неряха, то, что вы почувствуете? У вас нет второго шанса произвести первое впечатление на преподавателя. А оно не только долго остается в памяти, но и влияет на отношение к вам в целом. Ведь, идя к вам на занятия, преподаватель одевается прилично. Как думаете, что он ждет от вас?

Посещайте занятия не реже, чем это делает преподаватель. Он пришёл к вам на встречу, а вас нет или вы опоздали. Ни радости, ни любви.

Конспекты. Как вы думаете, готовит ли преподаватель свои лекции, ищет ли подходящие и понятные вам слова, выбирает ли нужный вам материал? А как он сможет узнать, что вы всё приняли и оценили труд преподавателя по достоинству? Если на экзамене он услышит знакомые ему слова, примеры, логику. Собственно, вы сможете говорить на понятном преподавателю «языке» и вы поймете друг друга.

Помогите преподавателю в чем-нибудь: организовать и провести семинар, подготовить учебную аудиторию и т.п. Как еще преподаватель сможет увидеть вашу заинтересованность в получении от него знаний?

Таким образом, социальное измерение – это гармоничные отношения и эмпатия

Физическое измерение

Буквально несколько слов о физиологии, но очень важных. Поэтому говорю их в конце, чтобы лучше запомнилось! Память – это хрупкий инструмент, как компьютер. Если им пользоваться неправильно и небрежно, то он перестает работать и начинаёт «сбоить», «виснуть».

Полноценное питание – горючее для работы мозга, формирование химических следов памяти. Да и просто лишний повод для хорошего настроения.

Сон – это не роскошь, а 6-7 часов полноценной работы нашего подсознания (хранилища всей информации), когда ему не мешают наши глаза, уши, желудок и пр.

Помните об эмоциональной основе памяти. Не играйте со своими чувствами, иначе вам будет не до экзаменов.

Итак, контрольный вопрос, что вы будете делать в ночь перед экзаменом? Правильно, спать. Перед сном посмотрите хороший фильм дома, а лучше в кинотеатре. Утром у вас будет хорошее настроение и бодрость!!!

Всё, о чём я рассказал, основано на моём личном опыте. Но в этой презентации пропущены многие примеры из моей жизни и дополнительные объяснения, так как хотелось уже давно поделиться данным материалом с вами, а времени на подробное оформление материала нет. Тем не менее, уже сейчас закажите расширенный текстовый вариант методички “Первое правило отличника” (форма ниже) и получите её бесплатно в 2013 году сразу, как только она будет дописана и оформлена!

Запрос на получение материала
  1. После положительного рассмотрения Вашего запроса Вы получите материал бесплатно!
  2. (обязательно)
  3. (обязательно)
  4. (корректный e-mail)
  5. (обязательно)
  6. (обязательно)
  7. Captcha
  8. Нижеуказанные поля необходимо заполнить только при первом запросе!
 

cforms contact form by delicious:days

P.S.: короткая ссылка на статью http://sostudent.ru/?p=456
Евгений Скворцов

Автор статьи / источник материала:

Евгений Скворцов, количество опубликованного материала - 53

Основатель и тренер SOStudent.ru, психолог, волонтер с 1997 года, семьянин, ведущий автор концепции "Ценностно-ориентированное добровольчество", координатор Байкальского Добровольческого Форума.

Подробнее об авторе


РанееПервое правило отличника. Часть 1. ДалееДух добровольчества в Америке

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.