Мы предлагаем вам использовать наши материалы не только для личного развития, но и для проведения общественных мероприятий и коммерческой деятельности в качестве тренера.

«Первое правило отличника»
или
Как эффективно учиться и сдавать сессию на “отлично”?

Близится сессия, и мне хотелось бы рассказать студентам о своём опыте обучения в ВУЗе. Ниже будет приведён текст презентации, которую я читал в ВУЗах Новосибирска и Екатеринбурга, поэтому не судите строго стиль изложения. Моя презентация занимает две «пары» и текст также будет разделен на две части. В будущем будет написана книжка с примерами из жизни. А если Вы расскажите о своём опыте, то он войдет в новое издание Методического пособия для студентов “Первое правило отличника” с указанием Вашего имени.

автор – Евгений Скворцов

Учиться на отлично

Часть первая

Мой подход к обучению основан на обретенном жизненном опыте. Я постараюсь сформулировать и описать несколько правил, которые помогли мне получить красный диплом в самом престижном ВУЗе Челябинска – ЮУрГУ. Какое из них «первое правило» – решать вам.

Можно выделить 4 измерения жизни:

  • Духовное – ценности, смысл, цели;
  • Интеллектуальное – способы мышления, память, внимание;
  • Социальное – отношения с людьми;
  • Физическое – здоровье, тонус, выносливость и т.п.

Часто студенты считают, что учеба – это лишь интеллектуальное измерение и всё зависит от уровня интеллекта или подготовленности в школе. Поэтому, если уделять больше времени на изучение предметов, то учиться будешь лучше. Это верно до определенного момента. Человек – не компьютер, в который можно записать необходимую информацию или установить нужную программу, и поэтому необходимо учитывать все измерения жизни. Как это сделать?

Духовное измерение

5 лет обучения в ВУЗе – это большой срок. Его можно просто отсидеть и выйти на … или использовать для развития. Пересмотрите фильм «Побег из Шоушенка». Прежде чем выбирать способ обучения, необходимо определиться с общим направлением. Прежде чем давить на газ, необходимо посмотреть, куда едешь.

Важно понять, чего конкретно я хочу достичь: внешних успехов на данный момент или способности их достигать в любых обстоятельствах? Что-то иметь или кем-то стать? На презентациях на эту тему я спрашиваю у студентов, на какие курсы они потратили бы свои деньги, время и усилия: 1) курсы, которые помогли бы им сдать текущую сессию на «отлично» или 2) курсы, которые не помогут в текущей сессии, но подготовили бы их к будущим экзаменам, дав универсальные принципы и способности, как сдавать экзамен любой сложности из любой области.

Обычно выбирают второе, но дальше этого не идет, так как для этого нужно потрудиться, проявить творчество, выйти за рамки своего традиционного общения. Первое легче и доступнее, и, поэтому, к этому прибегают чаще (практически всегда и все), но усилия, которые они тратят, такие же. А вот результаты для будущего совершенно разные. То, что выучил лишь для сдачи экзаменов, скоро забудешь, а способности, которые развил у себя, останутся на всю жизнь и помогут хоть где. В этом разница – в этом правило отличника!

Если вы выбираете лишь хорошие оценки, то вам необходимо просто больше заниматься со своими преподавателями, но в этом случае вы обретаете узкоспециализированные знания, умения и навыки. Значит, мы решаем «БЫТЬ»! Важно не «кем быть», а каким быть. Не просто обрести профессию, а развить в себе качества личности.

Быть первым!

Мой девиз: «Либо всё, либо ничего». Как это понимать: всё хорошее и ничего плохого. Если уж я решил что-то делать, то так, чтобы я сам не мог найти изъяна. Девиз «Нет такого понятия – быть вторым, только первым!» мне нравиться больше, так как предъявляет ко мне больше требований. Теперь для меня важно не только то, как я сам оцениваю свой труд, но как его оценивают другие – насколько я на самом деле «первый».

Лучший студент – это не всегда круглый отличник! Быть первым в учебе – это не просто получать 5-ки, а находить лучшее решение. Мне так и не удалось получить 5-ку по высшей математике. Всегда делал хотя бы маленькую ошибку, или в теории, или в практике. Но среди своего потока я был лучшим студентом по этой дисциплине: решал лучше всех, раньше всех сдавал все задания и без ошибок. Но экзамен мне так и не удавалось сдать на «5».

Быть первым в … своей жизни, а не только в учебе – это значит сегодня быть лучше, чем Вы были вчера, а завтра стать лучше, чем являетесь сегодня. Как Вы назовете человека, который заведомо выбирает не самый лучший способ из имеющихся у него…

Тест: на какую парту Вы садитесь в аудитории. Для чего вы приходите на занятия? Где лучше всего слышно и видно преподавателя? На первой парте. Если мы в своей душе решили быть 2-м или 3-м, 10-м или чтобы нас вовсе не замечали, то мы уже проиграли, даже не начав действовать.

Пример из жизни: однажды преподаватель по сложному предмету предложил всем сразу поставить оценки – в начале 3-ки, а затем 4-ки. Все согласились на то, что их удовлетворяло. Один я не поднял руки. Если ты даже не попробовал, то как можно узнать, на что ты способен? Поэтому необходимо стремиться к высокой цели, чтобы случайно не согласиться на посредственность и серость, если это само идет в твои руки.

Как стать и оставаться первым? Мечта должна будоражить наше воображение, звать за собой, наполнять силами. Это – горючее для нашей души. Например, Вы нацелены поступить в аспирантуру, помочь стране или стать гордостью для своих родителей. Что-то должно звать вперёд. Найдите сами, что для Вас ценно. Этому нельзя научить. Это можно в себе только открыть.

Найдите лучшего студента, который учится с Вами, расспросите его об отношении к учебе и о его методах. Ведь он лучший не случайно. И «бесстыдно сдерите» его методы. Но, главное – это отношение к учёбе, желание учиться. Где его взять? Это – самая большая проблема. Нет желания – нет сил, ни духовных, ни физических, чтобы учиться. Я понял, что отношение – это как болезнь (в хорошем смысле). Это то, чем можно заразиться от другого.

Я жил в общежитии в комнате с двумя «краснодипломниками». Благодаря тому, что в нашей комнате постоянно присутствовала «бацилла» успеваемости, я поддерживал в себе желание учиться. Картина каждого дня была очень похожа: один начинает заниматься, а другие … обычно в это время просто отдыхали после тяжелого учебного дня. Именно он и заражал всех остальных, задавая вопросы, прося что-либо объяснить и даже просто своим ученическим видом. Затем, когда он устанет и приляжет на кровать, ему платили той же монетой.

Повышайте свою планку. Если вы умеете что-то делать, поищите еще один способ. Подходите творчески к процессу обучения. Нет большей скуки, чем просто зубрить материал. Придумайте свой метод! Станьте уникальным! Например: представьте материал в виде таблице, рисунков и т.п.

Развитие способностей – это инвестиции в будущее. Сдавать хорошо экзамены – это не только умение использовать свою память. Важно уметь общаться, понять своего собеседника, привести примеры из жизни и просто быть выдержанным и собранным в нужный момент. Этому не учат в стенах института. Выходите «из коробки» вашего института, общежития или квартиры. Ищите, где вы можете обрести дополнительный опыт.

Часто люди говорят, что им не хватает времени на всё. Ответьте себе на вопрос: на что Вы тратите время? Пример: «Человек уже несколько часов пилит бревно. Вы говорите: «Дружище, остановитесь и заточите свою пилу – видимо, она у вас тупая, коль Вам не удается распилить это бревно». А он вам в ответ: «Мне некогда. Мне пилить надо!!!» Вот и мы учимся и учимся – грызем гранит науки, а, может, нам нужно остановиться и заточить … Тупым инструментом мало что успеешь сделать.

Если вы уже стали первым, и у вас нет конкурентов, то вы оказались в опасной ситуации. Если вам не на кого равняться и от кого-то «заражаться», то вскоре вы можете заболеть другой болезнью духа, имена которой – «лень», «нет смысла», «одному скучно» и «кому это всё надо». Выход есть только один: если нет конкурентов, то их надо создать, воспитать, научить. Здоровая конкуренция – это панацея от застоя! Обычно ученик идёт дальше своего учителя, привносит что-то своё – новое и уникальное. Если Вы увидите, что можно учиться лучше, разбираться в предметах глубже, то разве Вы сами не захотите достичь того же и превзойти это? Если помогаете другим учиться, я гарантирую, что Вы выиграете гораздо больше, чем затраченное на это время.
Решайте, каким Вам быть и с кем Вам быть.

Быть ответственным! 

Никто не может меня заставить учиться лучше или развивать свои способности. Это – решение самого человека. Мы выбираем то, как реагировать на обстоятельства. Если Вы относитесь так, что все зависит от Вас, то Вы будете готовиться к трудностям, не будете искать виноватых, Вы не будете терять время на сожаление о прошлых неудачах. Таких людей мы называем проактивными. Студент, относящийся к этому типу людей, решает для себя, что он будет учить, а не надеяться на удачу. Такие люди готовы побеждать в любых условиях. Даже если у них ничего под рукой нет, они не теряют самообладания и готовы продолжать стремиться к цели. Они понимают, что всё зависит от них, они за всё в ответе. Это значит, что они готовы ответить, что конкретного они сделали или делают, чтобы одержать победу. Спросите отличников, что они конкретно делают. При неудаче они думают, что сами недостаточно потрудились. «Виноват только я сам!» Добившись победы, они становятся еще более уверенными, так как залог её находится в них самих.

Напротив, реактивные люди постоянно находят оправдания своим неудачам, видя причину их в чем-то и ком-то другом, но не в себе: «Если бы не этот преподаватель, то …», «Конечно, вот, у него есть компьютер и поэтому он всё успевает», «Если бы было времени побольше, то …» и, в конце концов: «От судьбы не уйдешь!». А если так, то для чего мучиться, готовясь к экзаменам, остается надеяться на везение. Кстати, а какие выражения используете Вы?

«Реактивный» здесь означает не “быстрый как реактивный самолет”, а проявляющий ту или иную реакцию на внешний раздражитель. Помните собаку Павлова, которая потеряла контроль над своим слюноотделением: стимул – реакция, нет стимула – нет реакции? Ответственность за себя и контроль (а значит, и свобода) находятся в одних руках. Кто подает стимул, тот и контролирует ситуацию. Тот, кто снимает с себя ответственность, тот теряет и контроль, и свою свободу.

Для реактивных студентов экзамен – как поход в казино: либо сорвешь банк, либо проиграешь всё. Но выиграть всё-таки хочется, поэтому приходиться жульничать, блефовать, привлекать госпожу Удачу (студенческий псевдоним «халява»). Если на руках карты плохие (ответы на экзаменационный вопрос) и крыть нечем (вопрос преподавателя), то остается повышать ставки за счет показной уверенности, пока противник не сдастся. Существует множество психологических техник для повышения уверенности (аутотренинг, НЛП), магических ритуалов (от вставания по утрам с определенной ноги до привлечения «халявы»), или советов желтой прессы «Как стать уверенным за одну минуту». Все эти методы становятся бессильными, когда преподаватель задает прямой вопрос.

Меня удивляют люди, которые ищут обходные пути, чтобы не учить, не выполнять свою прямую ответственность студента, при этом тратят время, деньги и силы на то, что можно назвать обманом. Но в конечном итоге, они обманывают сами себя. Ведь именно они остаются без знаний и опыта, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности, а не преподаватель, который выставляет оценку в зачетную ведомость. Например: Если больному не хочется проходить курс лечения и он будет обманывать врача, делая вид, что всё уже в порядке, то кто здесь победитель?

Надо принимать решение «быть ответственным», но что мешает людям это сделать? Человек хочет обрести счастье и платить приходится собственным трудом, но многим кажется, что цена слишком велика. Поэтому реактивные люди хотят что-либо получить, не прилагая усилий. Так как в этом мире ничего само не появляется, то эти люди живут за счёт тех, которые производят на свет всё необходимое. Именно это мы и называем эгоизмом, который становится причиной всех проблем реактивных людей. Человек, который встает на этот путь, прежде всего, разрушает свой характер, свою личность.

То, что достается нам даром, не ценится и быстро растрачивается. Жульничая на экзаменах, студент, конечно, что-то обретает, иначе он бы этого не делал. Он обретает свободное время. Но если быть честным, то на что тратится это время или деньги, которые он зарабатывает за это время?

Чтобы не заболеть этим недугом, нам нужно внимательно следить за тем, какие черты характера формируются у меня в настоящий момент. Зная соответствующие симптомы, можно вовремя провести профилактические работы, выдернув сорняки эгоизма из своей души. Иначе, каким бы ни был способным человек, из потенциального отличника вырастет двоечник.

Важно помнить, что как студент я – часть жизни всего ВУЗа. Но, как правило, двоечник смотрит на всё со своей колокольни. Он просчитывает свою выгоду. Ему трудно, а, скорее всего, он просто не хочет посмотреть на себя глазами родителей, преподавателей или однокурсников. Потому что в этом случае на первый план выходят требования и обязанности, которые эти люди предъявляют к студенту. Легче жить, когда думаешь лишь о том, чего сам хочешь. Только с таким мышлением долго не проживешь. Думаешь о себе, говоришь о себе, делаешь только для себя – всё пропитано эгоизмом. Так ты становишься «лучшим» для самого себя – тем, кто достоин любви и внимания.

Если студент не думает о своих обязанностях и ищет обходные пути, то, естественно, он не желает быть чьим-то учеником. Он всячески будет избегать своей ответственности, исполняя ее небрежно и не в срок. Опоздания и неявка на занятия – явный признак этой черты.

Этот студент будет принижать достоинство преподавателя и его «любимчиков» (т.е. отличников), разрушая их авторитет в глазах других. Он сам хочет стать «авторитетом». Поэтому на парах такие люди мешают преподавателю вести занятия. В коридорах они обсуждают личную жизнь преподавателя, навешивая ярлыки и собирая слухи.

Но ВУЗ есть ВУЗ, и приходится сдавать экзамены. Как быть? Достать козырного туза из рукава, т.е., списать.
Вы наблюдали за тем, кто списывает? Он прячется, озирается по сторонам, боится взглядов других, пугается резких звуков… На кого он похож? … Как Вы назовете человека, который что-то получает незаконным образом, берет без спроса то, что ему не принадлежит? Вор! Списывальщик ворует свою оценку. Списывая и прячась от взгляда преподавателя, студент принижает своё достоинство. Поэтому он вовлекает других в «групповое преступление» (т.е. всю свою преступную группу). В этом случае он – не хуже других: «Все списывают, не только я!». Так он находит оправдание своим поступкам.

И если списывальщика не поймали, и он получил неплохую оценку, то он решает для себя: «Зачем мне учить – только мучиться, если можно списать и получить оценку? Учить не буду!»

Обмануть опытного преподавателя удается не всегда. Сколько он повидал таких хитрецов за свой век? Поэтому страх и беспокойство всегда сопутствуют «успеху» списывальщика: «Удастся списать или нет, зададут дополнительный вопрос или нет?» Жизнь сомнений, неуверенности, обмана, с грузом в душе, разлад со своей совестью и т.п. Сколько уходит душевных сил на оправдания самого себя, сколько «тратишь нервов» при списывании, сколько уходит времени на пересдачи? Кто теряет больше времени и сил – списывальщик или отличник? Мое мнение – одинаково! Не лучше ли тогда просто учиться?!

Как только Вы замечаете все симптомы поведения «двоечника-списывальшика», то стоит задуматься, куда Вы идете? Через пелену собственных желаний и предъявляемых требований со стороны преподавателей важно увидеть перспективу своего развития. Что мне нужно в будущем, к чему готовиться? Именно поэтому к нам предъявляют много требований и за этим надо видеть заботу именно о нас и о тех, с кем мы в будущем будем работать. Конечно, счастливым хочется быть уже сегодня – удовлетворять все сегодняшние желания. Отсрочить удовлетворение этих желаний хоть и трудно, но необходимо.

Быть полезным! 

На самом деле, отказаться от чего-то возможно только ради чего-то большего!!! Это – ключ к успеху всех великих людей и компаний в этом мире. Часто можно услышать: «нет желания», «мне не хочется», «нет смысла». Фундамент успешного обучения – это во всём видеть смысл. Но выдумать этот смысл невозможно, его можно только открыть. Где? Не в самом себе. В самом себе найдете только себя. А об этом мы уже говорили.

Наша главная ценность – «Жить ради высшего блага!». Личность живет в семье ради всей семьи, семья живет в стране ради страны и т.д. Студент живет в ВУЗе ради … преподавателей, одногрупников. Смысл есть в том, что приносит улучшение в целом всей системе, в которую вы включены. Если живешь для себя, но вредишь целому или не приносишь никакой пользы, то в этом нет смысла. Каждый здравомыслящий человек хочет ощущать свою ценность! Это невозможно понять или почувствовать в отношениях с самим собой. Это понимание приходит от других, когда мы слышим слова благодарности от других, когда видим, как результаты нашего труда приносят радость и пользу другим. Самое ценное в жизни человека – семья, любовь, – связано с другими людьми. Живя для других, мы можем почувствовать свою ценность и обрести смыл своего существования.

Что полезного мое обучение в ВУЗе принесет в будущем? Причины поступления ВУЗ у всех разные (нравится профессия, нужно отсрочить службу в армии, по совету родителей, за кампанию с друзьями и т.п.). Но важно не то, что было в прошлом, а куда я направляюсь. Как моё обучение в ВУЗе связано с главными целями в жизни? Речь здесь идет даже не о профессии, а о том, как влияет на достижение этих целей? Помогает или, наоборот, мешает? Если Вы четко определили главные цели в вашей жизни, то Вам не составит труда ответить на этот вопрос. Если нет, то стоит задуматься.

Также важно оценить, насколько выбранная Вами профессия отвечает вашим ценностям. Если Вы не любите «возиться» с детьми, а учитесь на педагога, то лучше сменить ВУЗ. Если Вы горите желанием помочь людям, многому их научить, изменить их жизнь, а учитесь на ядерщика, то лучше еще раз подумать, чем Вы будете заниматься в будущем. Я не говорю о ваших интересах, увлечениях и хобби. Даже если профессия Вам кажется неинтересной – не беда. Аппетит приходит во время еды! Но жить в разладе со своей совестью будет невыносимо. Каждый день учёбы, а затем работы, будет казаться каторгой с ощущением, что ты идешь не туда, зря тратишь время и силы. Никогда не поздно остановиться и сделать правильный выбор! Ни Ваши родители, ни Ваши друзья, только Вы сами должны сделать этот выбор. Это – Ваша жизнь, Вам лично придется работать тем, на кого вы выучитесь. Решайте сами, чтобы потом никого не обвинять и ни о чем не жалеть. Берите ответственность на себя!

В первый раз я закончил технический ВУЗ, где учился на конструктора-электромеханика. Но скоро многие конструкторские бюро закрылись. Страна перешла на зарубежную технику. Теперь требовались те, кто будет обслуживать уже готовое оборудование, нежели его изобретать. С моей профессией я не видел перспектив в будущем. Сразу определиться с тем, что я еще могу делать для других, было трудно. Я потерял смысл в будущем ради того, чтобы вкладываться в учебу (вернее, продолжал его поиски), но оставался смысл в настоящем. Тогда я рассуждал примерно так: «Если я буду учиться на «отлично», то я буду получать большую стипендию и смогу снять часть экономического груза с плеч моих родителей. Рядом со мной учатся мои одногруппники и «инакогрупники». Я могу помочь учиться им, если буду сам хорошо учиться. Может быть, они видят смысл в будущем. Я могу помочь моим преподавателям, если наряду с ними буду помогать студентам!». Я, таким образом, вновь обрел смысл, чтобы учиться на «отлично». Смысл в настоящем в том, чтобы помогать тем, кто рядом с тобой. Поэтому смысл есть всегда, если твой взор обращен от себя на других. И, более того, я не просто помогал другим, а извлек очень много полезного и для себя. Именно поэтому я и получил свой красный диплом.

Анекдот: Молодая учительница рассказывает мужу, как прошли ее первые занятия: «Какие мне трудные ученики достались. 25 раз объясняла. Уже и сама поняла, а они – нет!»

Помогая другим подготовиться к экзаменам, Вы одновременно повторяете материал. Более того, Вам оказывается неоценимая услуга – другие вам указывают на провалы в вашей логике, на «белые пятна» в ваших знаниях.

Когда Вам задают (казалось бы) «глупые» вопросы, Вы начинаете оперировать всем материалом и ориентироваться в нём. Один из этих вопросов может оказаться тем дополнительным вопросом, о которого будет зависеть ваша оценка. Люди много платят репетиторам. Но чтобы встать на один уровень с преподавателем, нам нужны ученики. Сколько мы готовы заплатить им? Пользуйтесь, пока они не просят за свои услуги. Таким образом, Вы отшлифуете свои знания до уровня преподавателя. Это самая лучшая подготовка к экзамену.

Также, только оказавшись в похожей ситуации, Вы поймете другого человека. Помогая учиться другим, Вы начнете понимать преподавателей, будете более внимательными на парах, оцените труд преподавателей по достоинству. Это, несомненно, поможет Вам построить отношения с ними.

Помощь другим, а, вернее, сотрудничество с ними улучшает отношения с окружающими. Вы становитесь центром жизни в вашей группе или в общежитии. Жизнь не кажется вам серой и скучной, а всегда наполнена чем-то ценным. Появляется интерес и желание учиться.

Но не попадите в ловушку «я помогаю всем» без разбора! Помогать нужно всем, но по-разному. Помощь не должна быть просто как благотворительность «нуждающимся в знаниях» студентам. Помочь – значит способствовать развитию другого человека. Помощь может навредить, и не только человеку, но и вам тоже. Я перестал помогать тому, кто приходил ко мне лишь для того, чтобы я решил ему задание, а он потом мог выдать моё решение за своё. Когда вы поймете, что вас просто используют, то можете вообще потерять желание помогать кому-либо. Как быть? Быть честным и искренним! Объясните такому человеку, что, либо он чему-то научится с вами, либо у вас просто нет времени на бесполезные объяснения. Если ему нужно просто решение задания, он все равно его где-нибудь добудет. Вы можете предложить свои услуги за деньги, они вам не помешают. Заодно вы потренируетесь в решении разных вариантов заданий. Помогайте тем, кому ваша помощь действительно помогает развиваться.

В целом, такой подход к процессу обучения поможет Вам обрести много дополнительных навыков помимо Вашей профессии. Это значит, что Вы будете более подготовлены к жизни, нежели ваши сокурсники. Уметь донести свою точку зрения, объяснять и понимать других – это универсальные навыки. Их тренировка – это удачное вложение в будущее.

Таким образом, если у меня есть благородная цель, ради которой имеет смысл учиться, и чистая совесть перед собой и другими (т.е. направление и исправный механизм), то добиться отличных результатов в учебе не составит труда. Именно сомнения в выбранном пути и нерешительность в действиях приводит к поражению любого, даже самого выдающегося человека.

Во второй части я расскажу об интеллектуальной, социальной и физиологической сторонах обучения в ВУЗе. А те, кто сейчас закажут расширенный текстовый вариант методички “Первое правило отличника” (форма ниже), получат её бесплатно в 2013 году сразу, как только она будет дописана и оформлена!

Вы также можете заказать проведение презентации “Первое правило отличника” для вашей аудитории.

короткая ссылка на статью http://sostudent.ru/?p=445

Совет: Для тех, кто ищет , мы предлагаем пройти занятие “Моя жизненная миссия”. Теперь вы можете сделать это онлайн, просмотрев видеозапись занятия и самостоятельно заполняя бланк “Миссия 1.0″

Запрос на получение материала
  1. После положительного рассмотрения Вашего запроса Вы получите материал бесплатно!
  2. (обязательно)
  3. (обязательно)
  4. (корректный e-mail)
  5. (обязательно)
  6. (обязательно)
  7. Captcha
  8. Нижеуказанные поля необходимо заполнить только при первом запросе!
 

cforms contact form by delicious:days

P.S.: короткая ссылка на статью http://sostudent.ru/?p=445
Евгений Скворцов

Автор статьи / источник материала:

Евгений Скворцов, количество опубликованного материала - 53

Основатель и тренер SOStudent.ru, психолог, волонтер с 1997 года, семьянин, ведущий автор концепции "Ценностно-ориентированное добровольчество", координатор Байкальского Добровольческого Форума.

Подробнее об авторе


РанееМеждународный день волонтёров ДалееПервое правило отличника. Часть 2.

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.