Мы предлагаем вам использовать наши материалы не только для личного развития, но и для проведения общественных мероприятий и коммерческой деятельности в качестве тренера.

Читайте предыдущую статью.

Философия добровольчества

Философия добровольчества (волонтерства)2.5. Виды альтруизма и эгоизма

На рисунке представлена модель, в которой по оси «Х» во встречном (противоположном друг другу) направлении откладывается в процентах некое усредненное восприятия человеком себя (или окружением, при этом может быть расхождение мнений) как альтруиста и эгоиста. Например, крайняя левая точка – это 0% альтруизма и 100% эгоизма, а с обратной стороны – 100% альтруизма и 0% эгоизма.

По оси «У» будем отмечать уровень реальной пользы, который человек приносит обществу, начиная с себя и заканчивая Вселенной. Нам трудно выбрать единицу измерения полезности, поэтому мы отметим лишь уровни полезности, на которых человек может находиться:

  • Полезность равная «0» – это уровень минимального обеспечения жизни самого индивида. Если человек не может его обеспечить своими усилиями, за него это никто не делает по доброй воле и он продолжает жить в обществе, то, скорее всего, он уже приносит некий «вред» обществу (например, ворует, обманывает, грабит). Или же человек занимается созидательным трудом, все плоды которого использует только он сам.
  • Первый уровень: личные интересы, хобби, развлечения – это то, без чего человек мог бы обходиться, но не хочет лишать себя этого, т.к. существование не будет приносить ему радость. Здесь важно понять следующее: чтобы человек мог удовлетворить данные интересы, он должен для общества что-то воспроизвести взамен, поэтому он уже приносит некое благо, которым пользуются другие. Его могло бы и не быть, если человек решит на это не тратиться (например, не путешествовать, не отдыхать на курортах, не ходить в рестораны).
  • Второй уровень – семейный круг интересов: обеспечение детей, супруга, родителей других близких родственников или людей их заменяющих.
  • Третий уровень – ближний круг: друзья, некоторые коллеги, дальние родственники и т.п., от которых зависит душевное состояние человека.
  • Четвертый уровень – дальний круг: приятели, коллеги, соседи – те, кто когда-либо ответят добром на добро.
  • Пятый уровень – наш потенциальный круг «чужих» нам людей, которым мы сможем оказать помощь без возвращения какой-либо «платы».
  • Шестой уровень – остальное человечество при нашей жизни (общество, государство, нация).
  • Седьмой уровень (отметим для завершенности и красоты) – будущие поколения, независимо от времени. Так сказать, на этом уровне человек может оставить след в истории, обогатить культурное наследие, сделать революционное открытие в науке и т.п.

График и виды альтруизма и эгоизма

Рисуем наш гипотетический график. Сделаем допущение: человек тратит пятую часть своих обычных усилий на собственное выживание и выходит на нулевой уровень полезности. Следующую точку на графике логично будет поставить на четвёртом уровне «полезности» при равном соотношении эгоизма и альтруизма в поступках и мотивации человека. Такого человека трудно назвать эгоистом или альтруистом, т.к. он в принципе приносит пользу не более чем своему окружению и получает «услуги» взамен. На данном уровне человек может находиться, если тратит все 100% своих обычных усилий. Чтобы проявлять альтруизм, заботу о других индивиду уже нужно будет проявлять сверх обычных усилий, но об этом поговорим позже. Соединим две точки прямой и получим ещё промежуточные точки на 1-ом, 2-ом и 3-ем уровнях (в реальной жизни, конечно, это не будет прямая линия).

Здесь можно обнаружить три участка:

  • «крайний эгоизм» – нет пользы для общества, индивид живет за счет общества, является иждивенцем;
  • «разумный эгоизм» – от нулевого уровня пользы и чуть выше семейного;
  • «взаимный альтруизм» – от четвертого уровня и ниже примерно до семейного;

В самом начале жизни, когда ребенок живет за счет родителей, он является «естественным» эгоистом, но его так не называют, т.к. он не делает этого осознанно и не может нести ответственность за своё существование. Кстати, у него есть оправдание – он родился не по собственной воле. В старости индивид снова может оказаться иждивенцем по состоянию здоровья.

«Крайними эгоистами» являются различного рода преступники от мелких воришек до мошенников государственного масштаба. Здесь также можно выделить уровни «вредности» для общества. Некий альтруизм они проявляют только по отношению к своей семье, преступной группе (мафии), кучке приспешников тирании.

Далее идёт «разумный эгоизм», ставший популярным как теория в Америке во второй половине 20 века после книг писательницы Айн Рэнд («Атлант расправил плечи», «Источник»). В исходной посылке «разумного эгоизма» содержится два тезиса [9, глава «Эгоизм»]:

  1. стремясь к собственной пользе, я способствую пользе других людей, пользе общества;
  2. поскольку добро есть польза, то, стремясь к собственной пользе, я способствую развитию нравственности.

Разумный эгоист не является иждивенцем, т.к. забоится о себе сам, и убежден, что и другие должны поступать в отношении себя также. Он производит блага для общества в той мере, сколько это выгодно ему самому. Принцип разумности и рыночной экономики для него превыше всего. Иррациональность он отвергает. Всё может и должно быть объяснено разумом. Здесь индивид способен заниматься «разумно-эгоистичным» добровольчеством, получая новые знания, связи, карьерный рост, т.е. некие внешние бонусы.

«Разумный эгоизм» сменяется «взаимным альтруизмом» – видом социального поведения, при котором индивиды ведут себя с некоторой долей самопожертвования в отношении друг друга, однако только в том случае, если ожидают ответного самопожертвования. Термин введён социобиологом Робертом Триверсом (Robert L. Trivers). Данное поведение включает некую иррациональность (надежду на удачный исход первого общения) и при благоприятных условиях расширяет круг доброжелательно настроенного окружения, поэтому выводит индивида на более высокий уровень полезности для общества. У него появляется больше друзей и приятелей.

Стоит отметить, что граница между «разумным эгоизмом» и «взаимным альтруизмом» размыта. Опишем отличия:

  • разумный эгоист просчитывает конкретную отдачу, когда имеет дело с другим человеком, и сам ничего не будет делать без гарантий;
  • взаимный альтруист при первой встречи готов к сотрудничеству и на принесение пользы другому в надежде на будущую компенсацию; если при второй встрече отдачи нет, то, как правило, отношения прекращаются или окрашиваются негативом.

Для развития «взаимного альтруизма» необходимы несколько условий: 1) низкая степень рассеивания (чтобы индивидуумы имели возможность для встреч в будущем); 2) большая продолжительность жизни (по той же причине); 3) способность отличать альтруистов (для взаимодействия) от обманщиков (для санкций за нарушение).

«Взаимный альтруизм» преобладает в среде родственников, коллег, соседей, друзей по хобби и т.п. Под вилянием окружения «взаимный альтруист» способен на «эмоциональное », чтобы хорошо выглядеть в глазах значимых других. Как правило, это нечастые пожертвования нуждающимся, разовые участия в проектах.

Если проанализировать левую часть графика, то можно предположить: чем ближе к четвертому уровню, тем меньше людей будет считать эгоистом обладателя этого профиля. В самой верхней части – все будут считать его хорошим человеком. Но, тем не менее, этот человек живет только для тех, кто для него что-то значит и может вернуть ему добром за добро, всех остальных он исключает из круга своего общения. В целом его можно назвать эгоистом.

Эти четыре уровня полезности забирают у индивида практически 100% всех усилий, средств и времени. Если что-то и остается, то, как правило, человек тратит излишки на дополнительные развлечения, более дорогие товары и услуги, которые со временем становятся для него жизненно необходимыми и незаменимыми. На проявление альтруизма для чужих людей ничего не остается.

Как будет продолжаться график дальше? Если ничего не менять в жизни человека, то правая часть графика будет симметрично повторяться относительно вертикальной линии, проходящей через 50% эгоизма-альтруизма. Первое, чем жертвует индивид, желающий выглядеть альтруистом, это дальним кругом – приятелями, соседями, коллегами, затем друзьями и позже семьёй. Отдавая незнакомым людям, данный псевдо альтруист забирает блага, время, своё внимание у близких. Про такого говорят: «Отдал последнюю рубашку, но мир не изменился – одетых не стало больше».

Тем не менее, о себе индивид считает, что он проявляет альтруизма больше, чем эгоизма. Будем называть это «регрессивным альтруизмом», т.к. полезность не растёт, а скорее снижается. Прежнее окружение отворачивается от регрессивного альтруиста, постоянно критикует его, требует компенсаций за прошлое. Человек теряет семью, работу. В конце концов, регрессивный альтруист может перестать заботиться о себе, но при этом активно участвовать в каких-либо волонтерских проектах. Некоторые могут начать «спасать мир» и встать на путь активного разрушения общества, будучи абсолютно уверенными в своей правоте (что-то вроде «агрессивного» или «фанатичного альтруизма»).

Чтобы полезность для общества действительно росла и альтруизма стало больше, чем эгоизма, необходимо, чем-то пожертвовать ради тех, кто выходит за «дальний круг» общения. Без ущерба для своего привычного круга общения, это возможно сделать только за счет развлечений, свободного времени, пустой траты денег и т.п. Если провести ревизию собственной жизни, а затем усовершенствования, то возможно высвободить время, деньги и силы для добрых дел, выйдя за четвертый уровень. Данные преобразования жизни можно назвать некими «сверх-усилиями» или личностным ростом. Назовем это явление «чистым альтруизмом».

В принципе на него способны все люди. Сделать что-то благое для совершенно незнакомого человека, не ожидая ничего взамен. Проблема заключается в том, как сделать данный вид альтруизма постоянной практикой. Это возможно при личном самосовершенствовании: тайм-менеджмент, планирование денежных трат и прочие техники личной эффективности (скорочтение, слепой метод печати на клавиатуре и т.п.). Так возможно встать на путь «прогрессивного альтруизма», подразумевающего качественное улучшение жизни добровольца и пройдя первый этап под названием «чистый альтруизм».

У «чистого альтруизма» есть граница, заходя за которую совокупная полезность индивида для общества начнет снижаться. Суть в том, что невозможно только за счет личных нужд выкраивать время, усилия, деньги для добровольческих дел. Настанет время и человек снова встанет на путь «регрессивного альтруизма», совершая «благо» для общества за счет близкого окружения.

Для того, чтобы расти дальше в способности приносить благо другим, альтруисту необходимо начать способствовать развитию членов семьи, друзей, коллег, приятелей. Важно, чтобы они по доброй воле предоставляли ресурсы для избранного в их окружении альтруиста, помогая ему в его служении обществу и осознавая необходимость (может даже незаменимость) его общественного труда.

Также, если возможно, то альтруисту необходимо помогать в развитии тем, кто является адресатом его добровольческого труда. Чтобы в итоге они сами включались в добровольческие проекты, что повышало бы эффективность и полезность для общества инициатора данных проектов, т.е. нашего гипотетического альтруиста.

Как помочь окружению альтруиста стать основой для более высокой добровольческой эффективности? Многое будет зависеть от самого альтруиста, как он организует проект и презентует его другим. Приведем несколько примеров. Чтобы не отрывать от семьи своё свободное время, можно пригласить членов семьи на добровольческий проект, организовав его так, чтобы это было возможно и интересно им. При выборе новых друзей можно ориентироваться на их альтруистическую направленность и затем, включая их в старый круг друзей, повышать их желание принять в чем-либо участие. Предложение и развитие корпоративного добровольчества по месту работы также способствует привлечению на свою альтруистическую сторону коллег. Здесь важно подчеркнуть, что «прогрессивный альтруизм» не является пустословным протестом против общества, сложившегося уклада жизни, а ищет эффективные, позитивные и креативные пути постепенного изменения ситуации и видит в ближнем окружении неизбежный адресат приложения добровольческих усилий.

В завершении отметим, что философской основой российского добровольчества может стать любая теория, которая повышает полезность молодёжи для общества: «разумный эгоизм», «взаимный альтруизм», «прогрессивный альтруизм» и т.д. Выбор будет зависеть от текущего нравственного уровня инициаторов подобного преобразования жизни молодёжи, а последующий через несколько лет или десятилетий результат от добровольческой глубины и «правильности» выбранного философского направления. Не стоит недооценивать, что со временем сами реформаторы меняются, повышают свою философскую подкованность и принимают новые взгляды. Поэтому хоть данным исследованием мы и обеспокоены будущим российского добровольчества, но уверены, что любые преобразования выведут нас на верную дорогу. Главное, чтобы диалог между сторонами разных философских направлений не прекращался и продолжалось накопление добровольческой практики, которая и докажет верность тех или иных идей.

Тем не менее, уже сейчас немного покритикуем «разумный эгоизм». Сторонников, писателей и прочих агитаторов у него достаточно, а критический анализ остается в тени. Проведенный нами небольшой опрос показывает насколько красивое название («разумный эгоизм») бежит впереди понимания его содержания.

 

2.6. Критика разумного эгоизма

В основе теории разумного эгоизма лежит принцип: «правильно понятый личный интерес должен совпадать с общественным». Разум призван предвосхитить возможные угрозы от общества в связи с поведением эгоиста и ограничить его от нежелательного риска – санкций за несовпадение личных и общественных интересов.

«Разумный эгоизм» в бытовом понимании – это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других. Насколько нужно быть просвещенным и самоуверенным, чтобы утверждать, что моя деятельность никак не противоречит интересам достаточно большого количества людей, встречаемых на жизненном пути?

Высокий уровень развития разума, способность осознать постоянно меняющиеся личные и общественные интересы, умение их сопоставить, предвидеть будущее своих действий, реагировать быстро на изменения обстоятельств и много другое делает «разумный эгоизм» лишь красивым лозунгом, а люди как действовали эгоистично или альтруистично по наитию души и обстоятельствам, так и действуют поныне.

Какова же технология «разумного эгоизма», чем она на практике будет отличаться от простого удовлетворения своих потребностей без учета общественных требований? Не случится ли так, что начав погружаться в общественные интересы, в проблемы других людей, их сердечные переживания и надежды, мы ненароком потерям разумность, размякнем душой и пожелаем сделать что-то бескорыстное? Затем направив наш разум на собственные желания и амбиции, не покажется ли нам мелочными и меркантильными наши души, недостойные внимания других людей, их верной дружбы и преданной любви?

Нет, такого не случится, утверждает Айн Рэнд, если разум будет выше чувств, веры, надежд, сердца и прочих иррациональных вещей. «Разум — единственный инструмент познания», а «Цель – собственное счастье». Куда же девать душевность, духовность, нравственность и моральность человека? Это путь к самоубийству: «быть рациональным существом или животным – самоубийцей». Автор противопоставляет разум всему остальному (конкретнее, религиозной вере и мнению коллектива), что было справедливо в условиях догматизма церкви в демократическом мире и уничтожения инакомыслия в коммунистическом мире. Айн Рэнд критиковала излишнее вмешательство государства в экономику, предлагая вовсе отменить государственное регулирование в экономической сфере и сойти с пути поддержания социального государства.

Автор слишком увлеклась построением экономической теории, перенеся её принципы на все сферы жизни: «Символ человеческих взаимоотношений, моральный символ уважения разумных существ — это торговец»; «Я не враг и не друг братьям моим, для каждого из них я — то, что каждый из них заслужил» и т.д. В результате принципы ценности экономики стали высшими нравственными категориями. Принцип пользы повелевает каждому стремиться к наилучшим результатам и исходить из того, что польза, эффективность, успех являются высшими ценностями [9].

Разумный эгоизм оправдан в экономической сфере, где производство конкурентноспособных товаров и улучшение качества услуг идёт на благо обществу и частному бизнесу. Неэффективный, неуспешный бизнес должен быть закрыт, что справедливо и полезно.

К какой сфере вы отнесёте добровольчество: экономической, социальной, нравственной (духовной, личностной) и т.д.? Что поставите на первое место, от этого будет зависеть ваше отношение к добровольчеству в целом. Разумный эгоизм бесполезен в нравственной сфере, он не способен эффективно с пользой для всех решать нравственные дилеммы. Например: что делать с людьми, которые в силу физических, психических, культурных и т.п. обстоятельств не способны быть конкурентоспособными и затраты на их содержания превосходят приносимую ими пользу?

Даже при условии, что общественное и личное находятся в гармоничных взаимоотношениях, не отрицая друг друга, всё равно остается вопрос приоритета одного над другим. В определенных случаях общественное является приоритетным, так как затрагивает интересы большого количества людей. Вопрос выбора между общественным и личным – это вопрос зрелости, мудрости, нравственности. Поэтому нам следует помогать молодежи развиваться, переходя на более высокий уровень общественного участия, а не предлагать обоснование их сегодняшних (временных) желаний.

Разумный эгоизм может быть лишь эффективной фишкой и первым шагом в привлечении молодёжи к добровольчеству, но не философской основой российского добровольчества. Нам необходимо переосознать понятие «альтруизма», выдав его более современный вариант, привлекательный для всех потенциальных добровольцев. Назвать альтруизм «разумным», значит подчеркнуть его меркантильность и меньшую духовность, т.е. разумный альтруист взвешивает: помогать или нет. Так он ничем не будет отличаться от разумного эгоиста (или взаимного альтруиста). Мы предлагаем термин «прогрессивный альтруизм». Даже если он не приживется, то, по крайней мере, он ближе будет к определению подлинного добровольчества.

Далее мы постараемся раскрыть принципы и подходы в реализации прогрессивного альтруизма.

Продолжение следует …
Напоминаю: копирование и размещение частей данного текста возможно только при указании активной, прямой ссылки на данную статью!

P.S.: короткая ссылка на статью http://sostudent.ru/?p=514
Евгений Скворцов

Автор статьи / источник материала:

Евгений Скворцов, количество опубликованного материала - 53

Основатель и тренер SOStudent.ru, психолог, волонтер с 1997 года, семьянин, ведущий автор концепции "Ценностно-ориентированное добровольчество", координатор Байкальского Добровольческого Форума.

Подробнее об авторе


РанееФилософия добровольчества (волонтерства) 1 часть ДалееПрогрессивный альтруизм: новая парадигма добровольчества

Вам необходимо войти, чтобы оставлять комментарии.